Теория научных революций Томаса Куна в социальном контексте времен холодной войны
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-153-156Ключевые слова:
Томас Кун, теория научных революций, несоизмеримость парадигм, холодная война, научные идеалы и ценности, социальные исследования наукиАннотация
Представление о научных парадигмах и революциях получило много трактовок в философской традиции и продолжает служить стартовой точкой в исследованиях динамики научного познания. Неопределенность понятий и открытость критериев для различения нормальной и революционной науки скорее способствуют пролиферации философских концепций, нежели постижению аутентичного замысла «Структуры научных революций». Правда заключается в том, что строгая однозначная структура у научных революций отсутствует. Революции начинаются с теоретических или эмпирических аномалий и заканчиваются как социальный ритуал – принятием научным сообществом новых фундаментальных теорий, исследовательских стратегий и тактик. Не случайно Томас Кун апеллирует к революциям, или радикальным социальным действиям по перестройке заданного порядка вещей. Парадигмы, соответственно, воспроизводят отдельные черты конкурирующих социальных систем. Они сопоставимы с конкурирующими политическими лагерями периода холодной войны. Аналогия между сменой научных парадигм и общественных систем не является до конца строгой, но объясняет природу несоизмеримости и «переключения гештальта» во время научных революций. Дилемма о том, что важнее для Куна – образ революционной или образ нормальной науки, неоднозначна. Смена парадигм предстает как естественный порядок вещей, предзаданный исторической реальностью. Поэтому ни один тип науки не более нормален, чем другой. Революционная наука более творческая, она исповедует принцип «творческого разрушения». Режимы нормальной науки можно описать в терминах и представлениях эпистемологии добродетелей. Если бы сам Томас Кун не сопротивлялся нормативным предписаниям философов науки.