«Совершенно темное пятно»: супрематическая пангеометрия и проблема (не)ви́дения
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-81-92Ключевые слова:
русский авангард, супрематизм, К. Малевич, «Черный квадрат», аксонометрическая проекция, перспектива, четвертое измерение, Ж.-Л. Марион, икона, феноменология, ви́дениеАннотация
В статье анализируется религиозно-философская составляющая супрематической живописи К. Малевича и ее революционность на фоне обсуждения теоретических понятий и концепций ближайшего и отдаленного контекста: «пангеометрия» Н. Лобачевского и аксонометрия Эля Лисицкого, четвертое измерение П. Успенского, обратная перспектива П. Флоренского, влечение к смерти З. Фрейда, символическое и реальное Ж. Лакана, абсолютное присутствие Бога посредством неви́дения в религиозной философии Ж.-Л. Мариона. Прослеживаются этапы концептуализации супрематизма: от эскиза сценических декораций в опере «Победа над Солнцем» (1913), где впервые появилось изображение предшественника «Черного квадрата», к аксонометрической проекции и, наконец, к полному разрушению геометрических фигур. Тотальное неви́дение, будучи методом негативной теологии, становится условием рождения супрематических икон «Черный квадрат» и «Белое на белом» (1917‒1918). Они являются не регрессией к живописной плоскости, а наоборот – своего рода кульминационной формой-абсолютом аксонометрического изображения, феноменом неви́дения как совокупности всех ви́дений. Полное отрицание каких бы то ни было геометрических изображений – тупик, предел, «совершенно темное пятно», но именно оно становится вместилищем Бытия, местом «наличия» абсолютной художественной формы, которая наделяется высшим сакральным смыслом. Революционность супрематизма в этом смысле не в его утопическом содержании. Напротив, она присутствует в отрицающем даже самого себя «нуле форм», в тусклом пределе, раскрывающем себя только на руинах знаков и в созерцании этой пустоты как трансцендентной полноты.