Постгуманистический поворот к пост(не)человеческому

Авторы

  • А.И. Криман Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119192, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-57-67

Ключевые слова:

постгуманизм, постмодернизм, постдуализм, постантропоцентризм, антропоцен, кризис гуманизма, не-человеческое, пост(не)человеческое

Аннотация

В статье показана ретроспектива постгуманизма, магистральной идей кото­рого является «постчеловек». Постчеловек в постгуманизме понимается не как существо, преодолевшее свою биологию (как в трансгуманизме), а как точка сборки мифического, химерического, технологического, соци­ального, биологического; как дальнейшая деконструкция гуманистического «витрувианского человека». В данном аспекте проявляются исключитель­ные особенности новой антропологии постгуманизма, которые позволяют показать разницу между трансгуманизмом и постгуманизмом. Виток разви­тия гуманизма, через антигуманизм и трансгуманизм (который понимается как «гипергуманизм»), приводит к постгуманизму. Основными его чертами, по мнению Р. Брайдотти и Фр. Феррандо, являются пост-антропоцентризм, пост-дуализм и пост-гуманизм. В статье проводится анализ каждого из этих понятий, который позволяет глубже погрузиться в контексты современной философской антропологии. Статья содержит анализ постгуманистическо­го поворота к не-человеческим агентам и, как следствие, общей тенденции современной философии к де-антропологизации дискурса. Генеалогия дан­ного явления включает в себя усталость от иерархичности гуманистиче­ских идеалов, которые, как показал М. Фуко еще в середине XX в., были обусловлены историческими предпосылками развития культуры. Наследуя идеям философии постмодерна, гендерной теории, постколониальных ис­следований, animal studies, unable studies, акторно-сетевой теории Латура и даже квантовой физики, постгуманизм открывает пространство для бытий­ствования в плане субъектности для всех прочих, ранее угнетенных в эпоху гуманизма (животных, женщин и всех, кого Аристотель, в противовес bios, относил к zoe). Для иллюстрации данного тезиса в статье вводится новый термин «пост(не)человеческое», раскрывающий концептуальность постгу­манистического дискурса. Использование данного термина позволяет более емко выразить итоги и следствия постгуманистического поворота в фило­софской антропологии XXI в.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

Философия и общество

Как цитировать

[1]
2020. Постгуманистический поворот к пост(не)человеческому. Вопросы философии. 12 (Dec. 2020), 57‒67. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-57-67.