Постгуманистический поворот к пост(не)человеческому
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-57-67Ключевые слова:
постгуманизм, постмодернизм, постдуализм, постантропоцентризм, антропоцен, кризис гуманизма, не-человеческое, пост(не)человеческоеАннотация
В статье показана ретроспектива постгуманизма, магистральной идей которого является «постчеловек». Постчеловек в постгуманизме понимается не как существо, преодолевшее свою биологию (как в трансгуманизме), а как точка сборки мифического, химерического, технологического, социального, биологического; как дальнейшая деконструкция гуманистического «витрувианского человека». В данном аспекте проявляются исключительные особенности новой антропологии постгуманизма, которые позволяют показать разницу между трансгуманизмом и постгуманизмом. Виток развития гуманизма, через антигуманизм и трансгуманизм (который понимается как «гипергуманизм»), приводит к постгуманизму. Основными его чертами, по мнению Р. Брайдотти и Фр. Феррандо, являются пост-антропоцентризм, пост-дуализм и пост-гуманизм. В статье проводится анализ каждого из этих понятий, который позволяет глубже погрузиться в контексты современной философской антропологии. Статья содержит анализ постгуманистического поворота к не-человеческим агентам и, как следствие, общей тенденции современной философии к де-антропологизации дискурса. Генеалогия данного явления включает в себя усталость от иерархичности гуманистических идеалов, которые, как показал М. Фуко еще в середине XX в., были обусловлены историческими предпосылками развития культуры. Наследуя идеям философии постмодерна, гендерной теории, постколониальных исследований, animal studies, unable studies, акторно-сетевой теории Латура и даже квантовой физики, постгуманизм открывает пространство для бытийствования в плане субъектности для всех прочих, ранее угнетенных в эпоху гуманизма (животных, женщин и всех, кого Аристотель, в противовес bios, относил к zoe). Для иллюстрации данного тезиса в статье вводится новый термин «пост(не)человеческое», раскрывающий концептуальность постгуманистического дискурса. Использование данного термина позволяет более емко выразить итоги и следствия постгуманистического поворота в философской антропологии XXI в.