Международный философский конгресс как пространство личного общения
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-29-33Ключевые слова:
международный философский конгресс, интерес, общение, эпистолярное наследие, философский языкАннотация
В статье рассматривается международный философский конгресс как пространство личного общения. Автор исследует архивное (прежде всего, эпистолярное) наследие организаторов и участников Второго конгресса (Эдуарда Клапареда, Анри Бергсона, Владимира Николаевича Ивановского, Георгия Ивановича Челпанова). Письма А. Бергсона Эд. Клапареду показывают нам, как формировалась тематика выступлений, какую роль играли журналы для организации конгрессов, и как участники этого события отнеслись к публикации докладов и выступлений. Именно возвращение к истории (к рукописным и опубликованным материалам) международных философских конгрессов начала ХХ в. позволяет нам сегодня осмыслить тенденции развития философской проблематики, зафиксировать преемственные тематические направления, не потерявшие актуальности и для современной интеллектуальной культуры, а также показать экзистенциальную специфику размышлений о конгрессах, которая проявилась в обзорах В.Н. Ивановского и Г.И. Челпанова. Их рассуждения о проблематике пленарных и секционных докладов, оценки выступлений, а также общие выводы о достоинствах и недостатках этого интеллектуального события в жизни мирового философского сообщества были обусловлены собственными философскими интересами. Наибольшее внимание уделяется «неустранимым недостаткам» любого философского конгресса (по меткому замечанию Челпанова): недостаточности живого общения (прений по докладам), а также «отсутствию одного языка, одинаково для всех участников доступного». Оба эти недостатка действительно неустранимы. Даже при расширении технических возможностей передачи информации монологизм докладчиков и терминологический плюрализм сохраняются на протяжении всего существования международных философских конгрессов.