Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человека
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-11-58-66Ключевые слова:
человек, интеллект, природа, сетевые коммуникации, Hi-tech-расширения, творчество, цифровые технологииАннотация
Стремясь воплотить свои замыслы, человек развивает природные коммуникации, где возможно получить множество ресурсов. Природа является гарантом его аутопоэзиса, усложнения связей и развития интеллекта. Одновременно через культуру, разработку цифровых технологий, сетевых взаимодействий человек усиливает творческий потенциал, расширяя собственные возможности развития. Современный мир, насыщенный динамичными процессами преобразований, форматирует человека, влияя на него более чем когда-нибудь, но и сам человек стремится управлять собственным природным потенциалом, овладеть цифровыми технологиями общения, развивая творческие взаимодействия, коммуникации. Одной из острых проблем является ресурсная база развития человеческого интеллекта, мозга человека, его сопряженность с морфологическим уровнем существования организма. При этом коммуникации человека, владеющего цифровыми технологиями и создающего фактически новое культурное пространство, осознаются им весьма слабо. В культуре появилась логика, несущая в себе риски, которая создает у человека опыт осознания внешних результатов технического творчества, но при этом игнорирует, исключает самого человека. Такое самопонимание рождает противоречие, когда природный аутопоэзис удерживает человеческий интеллект, а культура закрепляет принцип потери этого ценного свойства индивида. Данный кризис проявляется в распространении в мировом сообществе идей трансгуманизма, несущего рост пренебрежения к естественному человеческому интеллекту, а также стремление выработать у каждого мотив превращения себя в объект экспериментирования, самопреобразования в техническое устройство. Создавая будущее через уникальные функциональные Hi-tech-расширения, человек способен через обновление технологий творить собственные условия развития, находить принципы обновления моделей развития для гармонизации отношений и в природе и культуре.