Понятие универсальности в моральной теории Юргена Хабермаса
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-192-202Ключевые слова:
Хабермас, этика дискурса, моральная универсальность, универсализуемость, U-принципАннотация
Настоящая статья посвящена представлению об универсальности в этике Юргена Хабермаса. Ее исходной точкой служит презумпция проблематичности этого понятия (которое, как часто считается, должно служить одной из необходимых характеристик любых моральных суждений и норм) не только в смысле возможных трудностей, связанных с его функционированием в конкретных моральных теориях, но прежде всего в смысле затруднительности связать с ним единое и устойчивое значение. Работы Р.Г. Апресяна и А.В. Прокофьева хорошо показывают систематическую неоднозначность, наблюдающуюся не столько даже в употреблении, сколько в понимании этого понятия [Апресян 2016; Прокофьев 2019]. Исследование представления об универсальности в мысли Юргена Хабермаса – особенно интересная задача. С одной стороны, в этике Хабермаса сходятся основные исторические традиции обсуждения проблемы моральной универсальности: он является одновременно, пожалуй, самым влиятельным в современной немецкой этической мысли последователем Канта (философа, фактически, ответственного за введение в оборот проблемы моральной универсальности) и собеседником англоязычной когнитивистской этики (со времен Хэара активно занятой дискуссиями об универсализуемости моральных суждений). С другой стороны, спектр контекстов и способов употребления понятия универсальности в этических работах Хабермаса широк и при этом исключительно запутан. Прояснение деталей представления об универсальности, которым Хабермас пользуется, будет моей основной целью – ей будет посвящена вторая часть статьи. Однако, прежде чем перейти к ней, я для удобства читателя дам в первой части статьи общий очерк моральной теории Хабермаса