Квиетизм Витгенштейна, Макдауэла и Рорти
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-181-191Ключевые слова:
метафилософия, философская методология, квиетизм, Витгенштейн, Макдауэл, РортиАннотация
В XX в. квиетистский подход к философским проблемам ассоциировался, прежде всего, с философией Витгенштейна. Многие объясняют это тем, что в поздний период своего творчества Витгенштейн понимал философию как особого рода терапию, направленную не на решение философских вопросов, а на их преодоление, элиминацию. В статье отмечается, что проблемы, требующие терапевтического подхода, как правило, связаны с необходимостью прояснения отношений между сознанием и миром. Они могут принимать разную форму, однако общим для них является попытка понять, как идеальные, концептуальные, нормативные аспекты нашей сознательной активности связаны с физическим миром. В работе исследуется квиетистская стратегия решения проблемы следования правилам, предложенная Витгенштейном, проясняется подход Макдауэла к проблеме перцептивного знания и связь этого подхода с витгенштейнианским квиетизмом. Также в работе изучается прагматистский вариант квиетизма, предложенный Рорти. Сравнение взглядов Рорти с подходом Витгенштейна помогает выявить следующие моменты. Свой вариант квиетизма Рорти противопоставляет объектному натурализму. Анализ идей Рорти помогает показать, что за этим термином скрывается реалистский вариант современной метафизики. В статье отмечается, что, по сути, реалистскому варианту метафизики Рорти противопоставляет позицию антиреализма. В заключениеделается вывод о том, что антиреализм Рорти является вполне определенной позицией в рамках классических метафизических дискуссий и не может рассматриваться как вариант квиетизма.