Об одном новом подходе к интерпретации философии религии Канта
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-170-180Ключевые слова:
Кант, Палмквист, философия религии, синтез, иерархическое единство, религия, теология, этико-теология, мораль, редукционизм, постулат разума, благодать, добрые делаАннотация
Тема статьи – предлагаемое некоторыми современными кантоведами изменение точки зрения на философию религии Канта в его «Религии в пределах только разума», на ее отношение к трансцендентальной этике Канта, с одной стороны, и к основанной на откровении теологии – с другой. В качестве примера взяты некоторые работы американского философа-кантоведа Ст.Р. Палмквиста. Его «перспективистский» взгляд на кантовскую теорию моральной религии, которую автор считает возможным признать аутентичной основой христианской философии, открывает новые возможности для анализа религиозно-философского трактата Канта в целом и понимания пропорции трансцендентальной философии и критики религии в нем. Палмквист также стремится по-новому расставить акценты в соотношении кантианской этико-теологии и исторического христианства. Однако именно при пересмотре соотношения морали, теологии и религиозной практики в кантианской системе философии ключевое значение получает содержание второго момента – существо такой философской этико-теологии, которая не допустит сведения религии к моральности, поскольку усвоит себе согласный с теологией взгляд на иерархию моментов в структуре религиозно-нравственной жизни. Моральное умонастроение, «религия практического разума» – не столько истина религиозности, сколько ее трансцендентальный каркас. На примере кантианского учения о благодати показано, что самые острые проблемы, как для традиционного, так и для нового подхода, возникают именно на рубеже областей философии и теологии.