Философский конгресс как тип неформального общения, или О проблеме воспроизводимости знания

Авторы

  • Б.И. Пружинин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-99-103

Ключевые слова:

философия науки, конгресс, коммуникация, общение, воспроизводимость, знание

Аннотация

Автор отстаивает тезис, согласно которому важнейшим аспектом коммуни­кации внутри философского сообщества (будь то мировое или локальное) является возможность обсуждения с коллегами не полностью осмысленных и, соответственно, недостаточно четко сформулированных идей. При этом обсуждение идей, которые еще не могут претендовать на статус фило­софского знания, но, тем не менее, выражают вектор интеллектуальных
поисков, наиболее эффективно осуществляется в индивидуальном общении (в различных его формах: от переписки и личных встреч до совместной ра­боты локальных сообществ). Этот аспект коммуникации, характерный для любого интеллектуального сообщества, является важнейшей составляющей коллективной познавательной деятельности. Но в науке он просто «заслоня­ется» строгой методологической установкой на исчерпывающую воспроиз­водимость результатов членами различных исследовательских групп. Так что предваряющий этап индивидуального общения, в ходе которого соб­ственно и формируется знание, в лучшем случае рассматривается лишь как фон научного познания, как нечто методологически побочное. Между тем, полагает автор, неформальное общение является необходимым аспектом научного познания, обеспечивающим его динамику, и в этом качестве требу­ет сегодня специального методологического осмысления. Так обстоит дело в науке. В философском сообществе этот тип общения представлен более основательно, что очень ярко демонстрируется в деятельности конгрессов

Загрузки

Опубликован

2020-10-31

Выпуск

Раздел

Философские конгрессы как фактор консолидации интеллектуальных сообществ

Как цитировать

[1]
2020. Философский конгресс как тип неформального общения, или О проблеме воспроизводимости знания. Вопросы философии. 10 (Oct. 2020), 99–103. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-99-103.