Информационная экология как «стратегия выживания» человека в цифровой среде
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-89-98Ключевые слова:
экология, информационная экология, информационная культура, цифровые технологии, цифровая среда, антропоэкосистема, жизненный мир, виртуальная реальность, мозгАннотация
В статье анализируется воздействие современных цифровых технологий на человека. В настоящее время цифровая среда в значительной мере стала жизненным миром современного человека. В этом новом жизненном мире трансформируются фундаментальные параметры человеческого бытия – пространство и время, меняются формы межчеловеческого и языкового общения, типы личностного самосознания и способы осмысления реальности. При этом главная мишень воздействия цифровой среды – человеческий мозг как биологический субстрат психики. В частности, под влиянием цифровой среды меняется характер адаптирования информации человеческим мозгом, что связано в том числе и с процессами, которые обеспечиваются межполушарной асимметрией мозга. В результате происходят трансформации (зачастую негативные), затрагивающие практически все характеристики Homo sapiens в различных сферах: эмоционально-поведенческой (изменения потребностей и мотивации, нарушение эмпатии и привязанности), когнитивной (клиповое мышление, ослабление синтезирующих возможностей рассудка). Эти трансформации влекут за собой изменения в сознании человека, в способах его самоидентификации, в его мировоззрении и культуре. Автор прослеживает, как все эти процессы исследуются в сложившемся недавно новом научном направлении – информационной экологии, и предпринимает попытку философски осмыслить, каким образом она может помочь в позитивном изменении цифровой среды, максимально отвечающей потребностям и запросам сохранения человека и констант его бытия. Информационная экология – это своего рода культура взаимодействия с цифровой средой. Ее развитие – это проявление энвайронментализма, «экологического поворота» в изучении цифровой среды