Преформизм и эпигенез: философский аспект вопроса о плане строения живых организмов
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-10-78-88Ключевые слова:
философия биологии, эпигенез, эпигенетика, преформизм, генетика, морфогенез, эволюция, дарвинизм, ламаркизм, коэволюция, центральная догма молекулярной биологииАннотация
В статье рассматривается противостояние двух концепций индивидуального развития – эпигенеза и преформизма, которые по-разному отвечают на вопрос о том, как записан «план строения» живых организмов. Преформисты (Лейбниц, Сваммердам, Мальпиги и др.) считали, что внутри эмбриона заключен полностью сформированный организм, только очень маленького размера. Сторонники эпигенеза (Дидро, Мопертюи и т.д.) полагали, что «план строения» приходит извне как формообразующая сила нематериальной природы или эмбриональное морфогенетическое поле (А.Г. Гурвич). Философский смысл разногласий сводился к вопросу о том, возможно ли образование новых качеств в ходе индивидуального развития либо онтогенез – это только рост предсуществующих форм. С развитием биологии, выразившимся не только в расширении и углублении знания о жизни, но и в существенном усложнении инструментальной базы науки (прежде всего это касается достижений молекулярной биологии), многие проблемы были сняты, но многие лишь перешли на новый уровень сложности. Сохранилась и оппозиция преформизма и эпигенеза, хотя и в новой формулировке. Сегодня в роли преформизма выступает генетика, согласно которой вся информация о будущем организме уже присутствует внутри яйца (в хромосомах). А позицию эпигенеза представляет относительно новая концепция индивидуального развития, получившая название эпигенетика. При этом, хотя теоретическое наполнение этих концепций существенно изменилось, не говоря уже о возросшем багаже фактических данных, в них четко прослеживается преемственность с исходными теориями преформизма и эпигенеза, что позволяет рассматривать современное видение морфогенеза как прямое развитие проблемного поля прошлого, как проявление глубинных, философских, по существу, оснований естественнонаучного мышления.