Перехватить слово. Керкегор читает Фейербаха
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-9-190-201Ключевые слова:
объективность, публичная речь, уязвленность, субъективность, тайна внутреннего, парадокс свидетеляАннотация
Тема статьи – религиозные, философские и культурные аспекты керкегоровского прочтения «Сущности христианства». История христианства середины XIX в. рассматривается в преломлении двух принципов. Первый, отстаиваемый С. Керкегором, – «мыслить субъективно». Согласно этому принципу, христианство обретает действительность только внутри человека, так как лишь погруженностью в себя, извечной потребностью человека в самопознании можно создать место для Бога. Принцип, отстаиваемый Л. Фейербахом, – «мыслить свободно». Научиться видеть причины насущных проблем человечества в самом человеке означает обрести независимость от религиозных предрассудков и устранить главное препятствие для политического освобождения. В статье разбирается, что понимает под христианством каждая из сторон и почему критический запал свободомыслия, по мнению Керкегора, не дает Фейербаху дистанцироваться от религии, делая позицию автора книги о сущности христианства частью последнего. Отмечается, что историко-философский подход, ограниченный тем, что керкегоровское прочтение Фейербаха велось в одностороннем порядке и не предполагало диалога или полемики, следует дополнить культурно-прагматическим подходом. Последний основан на керкегоровской презумпции, что задетость Фейербаха – вопреки его намерению вынести христианству приговор от лица современного человека – входит в существо этой религии. Следуя этой презумпции и исходя из собственной писательской стратегии, Керкегор оценивает систему аргументации Фейербаха как широко понятое высказывание, преследующее коммуникативную цель, а не как логическое развертывание узко-философских понятий. Особое внимание уделено тому, какую роль керкегоровская рецепция свободомыслия сыграла в формировании его собственных концептов – прежде всего, уязвленности (Forargelse) и парадокса