Перехватить слово. Керкегор читает Фейербаха

Авторы

  • Д.А. Лунгина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-9-190-201

Ключевые слова:

объективность, публичная речь, уязвленность, субъективность, тайна внутреннего, парадокс свидетеля

Аннотация

Тема статьи – религиозные, философские и культурные аспекты керкего­ровского прочтения «Сущности христианства». История христианства се­редины XIX в. рассматривается в преломлении двух принципов. Первый, отстаиваемый С. Керкегором, – «мыслить субъективно». Согласно этому принципу, христианство обретает действительность только внутри челове­ка, так как лишь погруженностью в себя, извечной потребностью человека в самопознании можно создать место для Бога. Принцип, отстаиваемый Л. Фейербахом, – «мыслить свободно». Научиться видеть причины насущ­ных проблем человечества в самом человеке означает обрести независи­мость от религиозных предрассудков и устранить главное препятствие для политического освобождения. В статье разбирается, что понимает под хри­стианством каждая из сторон и почему критический запал свободомыслия, по мнению Керкегора, не дает Фейербаху дистанцироваться от религии, де­лая позицию автора книги о сущности христианства частью последнего. Отмечается, что историко-философский подход, ограниченный тем, что керкегоровское прочтение Фейербаха велось в одностороннем порядке и не предполагало диалога или полемики, следует дополнить культурно-прагматическим подходом. Последний основан на керкегоровской презумп­ции, что задетость Фейербаха – вопреки его намерению вынести христиан­ству приговор от лица современного человека – входит в существо этой ре­лигии. Следуя этой презумпции и исходя из собственной писательской стратегии, Керкегор оценивает систему аргументации Фейербаха как широ­ко понятое высказывание, преследующее коммуникативную цель, а не как логическое развертывание узко-философских понятий. Особое внимание уделено тому, какую роль керкегоровская рецепция свободомыслия сыграла в формировании его собственных концептов – прежде всего, уязвленности (Forargelse) и парадокса

Загрузки

Опубликован

2020-09-30

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2020. Перехватить слово. Керкегор читает Фейербаха. Вопросы философии. 9 (Sep. 2020), 190‒201. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-9-190-201.