С.Н. Мареев о Гегеле и парадоксах советской философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-150-156Ключевые слова:
Мареев, Ильенков, Гегель, Ленин, советская философия, диамат, онтология, метафизическая форма диалектики, формальное и реальное обобществление.Аннотация
В статье рассматриваются особенности историко-философского анализа, как его понимал марксист, доктор философских наук, профессор Сергей Николаевич Мареев (1941‒2019), который исходил из диалектики исторического и логического в научном исследовании в трактовке Э.В. Ильенкова. Автор статьи подчеркивает, что в этой традиции, вслед за Гегелем, каждое серьезное философское учение рассматривается как момент истины, который имманентен процессу движения от абстрактного к конкретно-всеобщему. Но в любом историческом исследовании, включая историю философии, нужно избегать крайности абстрактного диктата закономерности по отношению к историческим фактам, а также некритического следования хронологии. С этих позиций в статье рассмотрено исследование Мареевым формирования диамата и истмата в его монографии «Из истории советской философии: Лукач – Выготский – Ильенков»: если диамат стал новой версией онтологии, то истмат – новой версией философии истории. Мареев был согласен с Ильенковым в том, что метафизический характер официальной версии советской философии не был случайным. Это было одним из следствий того, что советское общество смогло реализовать лишь формальное, а не реальное обобществление. Но неудача советского общества была вписана в глобальный кризис современного общества, где технический прогресс сочетается с усугублением отчуждения в его различных формах.