Понятие национального государства в философии Н.Н. Алексеева эмигрантского периода
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-139-149Ключевые слова:
культура, государство, религия, индивид, общество, нация, соборностьАннотация
В баденском неокантианстве культура позиционируется как результат реализации вечных ценностей в исторической действительности. Русский неокантианец Н.Н. Алексеев инструментом проекции ценностей на историческую действительность полагает религию, связывая с отдельным человеком определение свободы воли как фундаментального условия развития культуры. Соединяя неокантианскую трактовку социокультурного развития с евразийскими подходами, Алексеев обосновывает национальное государство как институт, необходимый для реализации принципа соборности. Автор статьи реконструирует эту концепцию Алексеева и показывает, каким образом, применяя идеи П.Н. Савицкого и Л.П. Карсавина, Алексеев смог обосновать государство в качестве выразителя целей и стремлений всей культуры, нередуцируемых до уровня отдельного индивида, и при этом найти в этой структуре место для отдельного человека как носителя свободы воли. Проводится анализ понятия национального государства в философии Алексеева и показывается, что сформулированное в рамках религии понимание свободы воли трансформируется у Алексеева в приоритетную ценность в развитии национального государства и становится условием достижения соборности как идеала социального единства при сохранении множественности составляющих его индивидов.