Понятие национального государства в философии Н.Н. Алексеева эмигрантского периода

Авторы

  • М.Ю. Загирняк БФУ им. И. Канта, Калининград, 236016, ул. А. Невского, д. 14

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-139-149

Ключевые слова:

культура, государство, религия, индивид, общество, нация, соборность

Аннотация

В баденском неокантианстве культура позиционируется как результат реали­зации вечных ценностей в исторической действительности. Русский неокан­тианец Н.Н. Алексеев инструментом проекции ценностей на историческую действительность полагает религию, связывая с отдельным человеком опре­деление свободы воли как фундаментального условия развития культуры. Соединяя неокантианскую трактовку социокультурного развития с евразий­скими подходами, Алексеев обосновывает национальное государство как институт, необходимый для реализации принципа соборности. Автор статьи реконструирует эту концепцию Алексеева и показывает, каким образом, применяя идеи П.Н. Савицкого и Л.П. Карсавина, Алексеев смог обосновать государство в качестве выразителя целей и стремлений всей культуры, нере­дуцируемых до уровня отдельного индивида, и при этом найти в этой струк­туре место для отдельного человека как носителя свободы воли. Проводится анализ понятия национального государства в философии Алексеева и пока­зывается, что сформулированное в рамках религии понимание свободы воли трансформируется у Алексеева в приоритетную ценность в развитии нацио­нального государства и становится условием достижения соборности как идеала социального единства при сохранении множественности составляю­щих его индивидов.

Загрузки

Опубликован

2020-08-31

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2020. Понятие национального государства в философии Н.Н. Алексеева эмигрантского периода. Вопросы философии. 8 (Aug. 2020), 139‒149. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-139-149.