Вирусы и цивилизации. О новом влиянии биокатаклизмов на эволюцию социокультурных моделей и цивилизационных проектов
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-8-20-31Ключевые слова:
пандемия, коронакризис, биокатаклизмы, «черная смерть», цивилизационные проекты, социокультурные модели, этнонарциссизм, «цивилизация нефти», психоистория, психоидеология, политическая эсхатология, выход из постмодерна.Аннотация
В статье рассматривается ситуация, связанная с пандемией коронавируса в России и в мире в целом, и ее возможные последствия для экономики, политики, социокультурных процессов. Автор анализирует публикации, появившиеся в самое последнее время и сосредоточенные на вопросах о том, что ожидает мир после окончания пандемии. В обзорах темы «Мир после пандемии» выявлены дефекты оптики, типичные для технократического позитивизма. Редукция уровней психоистории и психоидеологии приводит к недооценке масштабов бедствия и разрывам коммуникации между регулятором и населением. «Исторический размер» событий такого рода задают великие эпидемии чумы в их влиянии на выход из Средневековья в цивилизацию Нового времени. Подобную сопоставимость подтверждает обращение к образам пустоты в искусстве и философии. Символика «жизни на паузе» говорит о масштабе и возможной необратимости изменений как минимум в локальных цивилизациях. Так, коронакризис подрывает основы ресурсного социума и «цивилизации нефти» – базиса российского политического этнонарциссима. Формируется замкнутый контур с положительной обратной связью, раскачка которого чревата обвальными изменениями и рисками с неприемлемым ущербом. Жесткие столкновения с реальностью наносят удар по режимам симуляции, политического постмодернизма в целом. Представления о «политической эсхатологии» и множественности трактовок понятия цивилизации позволяют обсуждать перспективы трансформации цивилизационного проекта в России.