Становление «Книги Перемен»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-7-176-189Ключевые слова:
китайская философия, «Книга Перемен», познание, этика, культураАннотация
Статья продолжает авторское исследование классической философии Китая с позициисовременной теории познания и исследует возникновение «Книги Перемен». За основувзят исторический миф о судьбе правивших в глубокой древности династиях Ся, Шан и опринципиальных изменениях основ морали и метода познания, внесенных основателямидинастии Чжоу. Первоочередной задачей было ограничение произвола правителя исогласование его действий с волей народа и Неба. На основании данных современнойтеории познания объясняется неэффективность моральных наставлений, которыесамовластный субъект при отсутствии интереса может даже не заметить.Предопределение путей познания мира оказывается единственным способомрегулирования человеческого поведения. Автор выдвигает гипотезу о возникновениясистемы Перемен для ответа на данный вызов истории. Рассмотрение принятой вовремена династии Шан практики гадания на костях раскрывает ее построение по моделивзаимодействия «субъект – объект», что подтверждает исторический миф. На основанииданных археологических находок и систематизирующего осмысления принципов практикпознания автор представляет аргументы в пользу основополагающей роли гексаграмм всистеме Перемен и их прямого происхождения от предшествующей практики гадания накостях. В ходе исторического развития, было установлено равенство между субъектомпознания и окружающей реальностью. Система Перемен предлагает особый методпознания, который предписывает человеку стремиться к согласному с окружающиммиром действию. Такое взаимодействие следует принципу «субъект – субъект», что даетчеловеку возможность быть подлинным агентом действия и посредством своего труда изменять мир.