От «логики смысла» ‒ к судьбам России (Размышление над книгой А.В. Смирнова «Всечеловеческое vs. общечеловеческое»)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-201-213Ключевые слова:
эпистемология, логика, цивилизация, культура, рациональность, история России, русское евразийствоАннотация
Сюжет книги образован двумя проблемными узлами. Первый из них сплетен из вопросов о логических основаниях различных цивилизаций и возможностях рационального контакта-диалога между ними. Обсуждение этих вопросов приводит к выводу о том, что рациональное взаимопонимание между цивилизациями возможно независимо от того, какие логики преобладают в каждой из них. Рациональность не сводится к соблюдению логических правил, поскольку разум не исчерпывается логикой, включает в себя рефлексию над онтологическими допущениями, лежащими в основе языка, творческим воображением, принципами практики. К его компетенции относятся также рефлексии над мировоззренческими интуициями. Современный рационализм порывает с априорностью критериев рациональности, но признает разнообразие фундаментальных форм разумности. Будущее человечества во многом зависит от того, сумеет ли оно сохранить это разнообразие, не примиряясь с неизбежностью конфликта цивилизаций. Второй узел – из вопросов об особой русской цивилизации, обладающей собственной «логикой всечеловеческого», отличающей ее от «западной» цивилизации, которая претендует на «общечеловеческий» характер своих принципов. Автор книги пытается отвечать на эти вопросы, развивая идеи Н.Я. Данилевского и русских «евразийцев». Однако нельзя сказать, что ему удается разрешить противоречия, внутренне присущие этим идеям. Остается также открытым вопрос о связи упомянутых проблемных узлов: как от обсуждения эпистемологических проблем перейти к анализу принципов, которые лежат в основании региональных и мировых цивилизаций? Однако, бесспорно: разработки автора книги – мощный концептуальный стимул для дальнейшего философского осмысления исторических путей России.