Диалектика А.Ф. Лосева и феноменология
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-116-125Ключевые слова:
диалектика, герменевтика, аристотелизм, платонизм, трансцендентализм, феноменология, философская антропология, фундаментальная онтология, эйдос.Аннотация
В статье анализируется формирование А.Ф. Лосевым диалектического метода сквозь призму критики феноменологии Э. Гуссерля, претендующей на универсализм. В целом отечественный мыслитель выделяет и поэтапно анализирует три метода: феноменологический, трансцендентальный и диалектический. Последний он рассматривает как завершающий и целостный, включающий в себя предшествующие как свои ступени. Он использует платоническое понимание эйдоса и трактовки диалектики, видимо, стремясь избежать гегелевского формализма.
С одной стороны, Лосев признает значимость феноменологического метода Гуссерля как базового, с другой, не соглашается останавливаться на нем, диалектически осмысляя понятие эйдоса. Отмечается, что Хайдеггер претерпел схожую эволюцию (у Лосева она проходила логически, у Хайдеггера – исторически, или биографически): от феноменологии он переходит к фундаментальной онтологии и герменевтике. Указывается на превращение феноменологии сегодня во всеобъемлющий метод, охватывающий различные науки, включая философскую антропологию. Лосев, применяя диалектику как к толкованию христианского догмата, так и к анализу исихастского духовного опыта, также выходит на проблемы философской антропологии.