Диалектика А.Ф. Лосева и феноменология

Авторы

  • С.А. Нижников Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 10/2
  • Радое Голович Философский факультет Черногорского университета, Черногория, Никшич, 81400, ул. Данило Божовича

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-116-125

Ключевые слова:

диалектика, герменевтика, аристотелизм, платонизм, транс­цендентализм, феноменология, философская антропология, фундаменталь­ная онтология, эйдос.

Аннотация

В статье анализируется формирование А.Ф. Лосевым диалектического ме­тода сквозь призму критики феноменологии Э. Гуссерля, претендующей на универсализм. В целом отечественный мыслитель выделяет и поэтапно анализирует три метода: феноменологический, трансцендентальный и диа­лектический. Последний он рассматривает как завершающий и целостный, включающий в себя предшествующие как свои ступени. Он использует пла­тоническое понимание эйдоса и трактовки диалектики, видимо, стремясь из­бежать гегелевского формализма.

С одной стороны, Лосев признает значимость феноменологического метода Гуссерля как базового, с другой, не соглашается останавливаться на нем, диалектически осмысляя понятие эйдоса. Отмечается, что Хайдеггер пре­терпел схожую эволюцию (у Лосева она проходила логически, у Хайдег­гера – исторически, или биографически): от феноменологии он переходит к фундаментальной онтологии и герменевтике. Указывается на превращение феноменологии сегодня во всеобъемлющий метод, охватывающий различ­ные науки, включая философскую антропологию. Лосев, применяя диалек­тику как к толкованию христианского догмата, так и к анализу исихастского духовного опыта, также выходит на проблемы философской антропологии.

Загрузки

Опубликован

2020-06-30

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2020. Диалектика А.Ф. Лосева и феноменология. Вопросы философии. 6 (Jun. 2020), 116‒125. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-116-125.