«Основной вопрос философии» в контексте полемики теизма и атеизма как систем мировоззренческой навигации человека (историко-философский и общетеоретический аспекты)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-58-68Ключевые слова:
основной вопрос философии, материализм, идеализм, атеизм, религия, наука, эволюционизм, креационизм, сциентизм, антисциентизм, детерминизм, индетерминизм, волюнтаризм, провиденциализм, редукционизм, антиредукционизм.Аннотация
В ушедшую эпоху, когда «единственно верным» философским учением считался марксизм-ленинизм, основной вопрос философии заключался в том, что первично – материя или сознание? В настоящее время часто можно слышать, что такого «основного вопроса» философии не существует и никогда будто бы не существовало, что он надуман, является идеологическим советским штампом, в лучшем случае – что он безнадежно устарел. Так ли это? Устарел ли философский вопрос о природе субстанции, об онтологическом статусе трансцендентной реальности, о соотношении материального и идеального не только в мире, но и в человеческой жизни? Устарела ли фундаментальная антропологическая проблема психофизического дуализма? Наконец, устарела ли дискуссия между верующими и атеистами? Это риторические вопросы. Все перечисленное никогда не устаревает, постоянно образуя смыслозадающие «полюса», между которыми и разворачивается вся духовная культура человечества. В статье предпринята попытка показать, что полемика между двумя основными мировоззренческими ответами на «основной вопрос» философии – материализмом и идеализмом – тесно связана со всегда актуальной дискуссией между представителями атеизма и теизма, эволюционизма и креационизма, сциентизма и антисциентизма, детерминизма и индетерминизма, антропологического редукционизма и антиредукционизма, или экзистенциализма, сторонниками того, что человеческая жизнь сводится к «хлебу и зрелищам», и их оппонентами. В конечном итоге все это многообразие мировоззренческих противостояний выходит на проблему существования или несуществования идеальной трансцендентной реальности, – помимо напрямую доступного нам материального, или естественного, мира.