Коллективная память и поколенческий разрыв
Аннотация
Статья посвящена проблеме трансляции коллективной памяти между поколениями и влиянию на эти процессы поколенческих разрывов. Учитывая сложность самого понятия, неоднозначность его трактовки, наличие многочисленных, подчас взаимоисключающих подходов и методов исследования, вопрос о характере трансляции и структуре передаваемого контента остается актуальным. Оптимальной рамкой исследования коллективной памяти является поколение, внутри которого коллективная память наиболее подкреплена общими воспоминаниями и эмоциями. Предполагается, что для исследования феномена трансляции коллективной памяти лучше использовать поколенческие разрывы. Проанализированы возможные факторы формирования таких разрывов. Показано, что периоды крупных поколенческих разрывов становятся точками бифуркации в динамике коллективной памяти, а культурный контент и «фигурация памяти», а также глубина поколенческого разрыва зависят в том числе и от способа передачи информации. Наступление эры digital формирует поколение с другим менталитетом и системой компетенций, меняется значимый культурный контекст, сопровождающий формирование культурной памяти любого поколения. Современный поколенческий разрыв углубляется за счет появления новых возможностей, которые дает виртуальное пространство и одновременно новых опасностей, которые оно порождает. Это актуализирует момент исследования, когда новый культурный контекст только начинает формировать культурную память поколения digital. В статье показано, что эта проблематика становится в том числе ведущей для изучения проблем культурной безопасности.