Коллективная и коммуникативная память научного сообщества: особенности формирования и исследования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-6-23-27Ключевые слова:
коллективная память, коллективное знание, коммуникативная память социального сообщества, научное сообщество, нарратив, историяАннотация
В статье анализируется амбивалентный характер феномена коллективной памяти в следующих аспектах: надличностном и межличностном, общем и едином, как суммы индивидуальных памятей и как самостоятельной конструкции. Показано, что именно сконструированность является ключевой особенностью коллективной памяти, что отличает ее от исторической памяти, культурной памяти, делая коллективную важнейшей частью социальной памяти. Подчеркивается роль коммуникации при формировании коллективной памяти на примере анализа памяти социальных сообществ, в частности научного сообщества, изучение которого позволяет продемонстрировать амбивалентный характер коллективной памяти. Автор обращается к работам Я. Ассмана, рассматривая коммуникативную память как совокупность воспоминаний о недавнем прошлом, обобщающую личный опыт современников событий и нескольких последующих поколений. Делается вывод, что для изучения особенностей функционирования научного сообщества возможно приравнять значение коллективной и коммуникативной памяти, используя как наиболее перспективный нарративный подход. Это позволит отразить особенности такой памяти – научной и профессиональной, формируемой в то же время в контексте становления жизненного мира человека.