Систематизация традиционного знания в индийской культуре
Ключевые слова:
индийская культура, традиционная индийская культура, видья, шастра, классификация наук, систематизация знаний, неклассическая эпистемология, традиционализмАннотация
В статье представлены результаты исследования проблемы систематизации знания в
традиционной индийской культуре в том виде, в каком она присутствует и решается в ав-
торитетных санскритских текстах: “Чхандогья упанишада”, “Мундака упанишада”, “Зако-
ны Ману”, “Артхашастра” Каутильи, “Лалитавистара”, “Камасутра” Ватсьяяны и других.
Работая с индийским материалом, автор привлекает концептуальный аппарат неклассиче-
ской эпистемологии и показывает взаимосвязи когнитивной практики с образовательной
и религиозной практиками.
Создателями системы традиционных наук (видья, шастра) и принципов их система-
тизации были брахманы; небрахманские системы учености (джайнская и буддийская) не
привнесли ничего нового ни в систему традиционного знания, ни в его классификации, бу-
дучи оппонентами брахманской традиции в целом. Трансляция знаний осуществлялась в
созданной брахманами и монополизированной ими системе образования, основные прин-
ципы которой были унаследованы буддистами и джайнами. В их числе – классификации
видов знания и наук, толкование образования как разновидности религиозной практики.
Брахманские классификации видов знания обслуживали, прежде всего, потребности об-
щества ариев и разрабатывались как списки дисциплин, которые должны изучаться для
освоения священного знания (веда), служащего поддержанию мирового порядка с его кос-
мической и социальной иерархией. Это обусловило появление прагматического критерия
систематизации знания: виды знания дифференцировались по применяемости в опреде-
ленных социальных практиках жизнедеятельности высших варн – брахманов, кшатриев и
вайшьев. В Средние века появляется еще один критерий – ориентация на традицию (тра-
диционализм), приводящий к появлению неупорядоченных громоздких списков, объеди-
няющих теоретическое и практическое знание (“науки” и “искусства”).