Тоталитарная эйдология или подземный сон наяву

Авторы

  • В.Г. Щукин

Ключевые слова:

тоталитаризм, соцреализм, поэтика, семиотика культуры, образ, эйдос, символ, архитектура, дизайн, московское метро, коллективное бессознательное

Аннотация

Статья посвящена описанию образов-идей, которые играют особо важную роль в так называемой “Культуре Два” (В. Паперный) – системе кодов и культурных практик, принятых в тоталитарном обществе, во время господства социалистического реализма в искусстве. Образ-идея (эйдос) является одной из основных категорий эстетики Платона и означает образ, несущий в себе мощную смысловую нагрузку, важную для понимания фундаментальных духовных смыслов. Исследование выполнено на материале архитектуры и дизайна станций Московского метрополитена, построенных в период с 1935 по 1954 г. Проанализированы образы неба, огня, звезд, воды, растений, цветов и плодов, флагов, серпа и молота, а также изображения вождей. Большое внимание уделяется сложным пространственным и архитектурным образам – дворцу и храму, по модели которых были построены некоторые станции.

Выпуск

Раздел

Философия и культура

Как цитировать

[1]
2021. Тоталитарная эйдология или подземный сон наяву. Вопросы философии. 8 (May 2021), 90–100.