Тоталитарная эйдология или подземный сон наяву
Ключевые слова:
тоталитаризм, соцреализм, поэтика, семиотика культуры, образ, эйдос, символ, архитектура, дизайн, московское метро, коллективное бессознательноеАннотация
Статья посвящена описанию образов-идей, которые играют особо важную роль в так называемой “Культуре Два” (В. Паперный) – системе кодов и культурных практик, принятых в тоталитарном обществе, во время господства социалистического реализма в искусстве. Образ-идея (эйдос) является одной из основных категорий эстетики Платона и означает образ, несущий в себе мощную смысловую нагрузку, важную для понимания фундаментальных духовных смыслов. Исследование выполнено на материале архитектуры и дизайна станций Московского метрополитена, построенных в период с 1935 по 1954 г. Проанализированы образы неба, огня, звезд, воды, растений, цветов и плодов, флагов, серпа и молота, а также изображения вождей. Большое внимание уделяется сложным пространственным и архитектурным образам – дворцу и храму, по модели которых были построены некоторые станции.