Эволюция субъекта научного познания
Ключевые слова:
познание, наука, постнеклассическая рациональность, теория самоорганизации, эволюционно-синергетическая парадигма, субъект, конструктивизм, рекурсивность, сложностьАннотация
В статье рассматривается проблема эволюции субъекта научного познания. Выявлены особые черты, отличающие субъекта классической, неклассической и постнеклассической парадигм научности (типология В.С. Степина). На основе сравнительно-исторического анализа концепций познающего субъекта в философии Античности, Средневековья и Нового времени показано, что субъект-объектное противостояние не свойственно современной эпистемологии и научному мировоззрению, включающему идеи системности, целостности, глобального эволюционизма, нелинейности. В современных условиях, когда стремительно меняются средства получения информации (информационное общество), формируется новая парадигма научной рациональности (постнеклассическая), оформляется новая концепция субъективности, важно прояснить соответствующее этим условиям понимание субъекта научного познания. Постнеклассический субъект входит в познаваемую им систему как активная составляющая этой системы. В познании сложных саморазвивающихся систем нет жесткого различия между естественным и искусственным. Человек является компонентом такой системы, но в то же время человек осуществляет и познавательную деятельность. Изменения, характеризующие субъекта постнеклассической науки, “схвачены” в терминах “сетевой субъект”, “распределенный субъект”, “целостный субъект”.