О месте беспристрастности в системе морального долга
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-4-105-115Ключевые слова:
этика, мораль, беспристрастность, позитивные и негативные требования, совершенные и несовершенные обязанности, обязанности спасения, Бернард ГертАннотация
В статье рассматривается вопрос о том, какое место в системе морального долга занимает требование «Будь беспристрастным». В этической теории присутствуют два ответа на него: первый предполагает, что беспристрастность сопровождает исполнение любых моральных обязанностей, второй – что это не общеморальное свойство, а локальное явление в мире нравственных ценностей и норм. Второй ответ был концептуально оформлен Бернардом Гертом. По мнению Герта, беспристрастность уместна лишь в области исполнения фундаментальных норм-запретов и поиска случаев, в которых моральный деятель вынужденно, но при этом оправданно их нарушает. В сфере воплощения позитивных ценностных ориентиров, или идеалов, главный среди которых – «Помогай тем, кто в нужде», беспристрастность бессмысленна и невозможна. Выбор реципиентов помощи осуществляется на основе индивидуальных связей и привязанностей деятеля. Автор статьи оспаривает гипотезу Герта. Во-первых, он демонстрирует, что требование быть беспристрастным имеет силу при выполнении совершенных обязанностей спасения. Совершенная обязанность спасения возникает там, где структура ситуации делает человека единственным, кто может избавить другого от гибели ценой незначительных усилий и потерь. Эта обязанность аннулирует значение индивидуальных симпатий, привязанностей, связей деятеля при выборе получателей помощи. Деятель не может отложить спасение и спасти позднее кого-нибудь из «своих» или «близких» людей. Кроме того, в тех ситуациях, когда необходимо спасать не индивидов, а группы людей, требуется беспристрастное исполнение принципа «спасай большинство». Во-вторых, автор показывает, что выбор для поддержки именно нуждающихся людей сам по себе содержит элемент беспристрастности.