О месте беспристрастности в системе морального долга

Авторы

  • А.В. Прокофьев Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого (НовГУ), Великий Новгород, 173003, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-4-105-115

Ключевые слова:

этика, мораль, беспристрастность, позитивные и негатив­ные требования, совершенные и несовершенные обязанности, обязанности спасения, Бернард Герт

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, какое место в системе морального долга занимает требование «Будь беспристрастным». В этической теории присутствуют два ответа на него: первый предполагает, что беспристраст­ность сопровождает исполнение любых моральных обязанностей, второй – что это не общеморальное свойство, а локальное явление в мире нравствен­ных ценностей и норм. Второй ответ был концептуально оформлен Бернар­дом Гертом. По мнению Герта, беспристрастность уместна лишь в области исполнения фундаментальных норм-запретов и поиска случаев, в которых моральный деятель вынужденно, но при этом оправданно их нарушает. В сфере воплощения позитивных ценностных ориентиров, или идеалов, главный среди которых – «Помогай тем, кто в нужде», беспристрастность бессмысленна и невозможна. Выбор реципиентов помощи осуществляется на основе индивидуальных связей и привязанностей деятеля. Автор статьи оспаривает гипотезу Герта. Во-первых, он демонстрирует, что требование быть беспристрастным имеет силу при выполнении совершенных обязан­ностей спасения. Совершенная обязанность спасения возникает там, где структура ситуации делает человека единственным, кто может избавить другого от гибели ценой незначительных усилий и потерь. Эта обязанность аннулирует значение индивидуальных симпатий, привязанностей, связей деятеля при выборе получателей помощи. Деятель не может отложить спа­сение и спасти позднее кого-нибудь из «своих» или «близких» людей. Кро­ме того, в тех ситуациях, когда необходимо спасать не индивидов, а группы людей, требуется беспристрастное исполнение принципа «спасай большин­ство». Во-вторых, автор показывает, что выбор для поддержки именно нуж­дающихся людей сам по себе содержит элемент беспристрастности.

Загрузки

Опубликован

2020-04-30

Выпуск

Раздел

Философия и культура

Как цитировать

[1]
2020. О месте беспристрастности в системе морального долга. Вопросы философии. 4 (Apr. 2020), 105‒115. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-4-105-115.