Преломление стоической и патристической традиций понимания схемы четырех добродетелей в сочинениях Исидора Севильского
Аннотация
Статья посвящена месту Исидора Севильского в истории учения о кардинальных добродетелях. Исидор оказывается среди немногих авторов Поздней Античности – Раннего Средневековья, не следующих патристической традиции, в рамках которой четверичная схема увязывается с религиозным спасением. Кроме того, Исидор раскрывает учение о кардинальных добродетелях по-разному в различных произведениях: “христианизируя” их во второй книге “Дифференций” и приводя стоические определения в “Этимологиях”. В исследовательской традиции такое положение дел принято объяснять чисто компилятивным подходом Исидора к материалу. Наличие двух интерпретаций кардинальных добродетелей в его наследии оказывается обусловленным лишь внешними факторами, а отсутствие традиционного патристического учения о них вообще не получает объяснения. В данной статье предлагается иная интерпретация учения Исидора о кардинальных добродетелях. С помощью сопоставительного анализа двух отрывков (из второй книги “Дифференций” и из “Этимологий”) друг с другом и с их источниками автор приходит к выводу о единстве позиции Исидора в обоих сочинениях относительно схемы четырех добродетелей. Исидор признает стоические определения четырех добродетелей как универсальных (приводя их в наиболее общем виде в “Этимологиях”), а в “Дифференциях” они раскрываются для конкретной священнической аудитории, в том числе путем внесения в них элементов христианской этики.