К эпистемологии коммуникации: сила и слабость аналитического оптимизма
Аннотация
В аналитической философии языка широко обсуждается принцип милосердия (принцип рационального приспособления, принцип гуманности) как условие понимания и общения (У. Куайн, Д. Дэвидсон). Он представляет собой своего рода эпистемологическое доверие к общим способностям субъекта познания и общей познавательной ситуации (Дж. Рид). В отличие от этого скептическая традиция, коренящаяся в Декарте, делает акцент на критическом сомнении как основном эпистемологическом инструменте (Д. Юм). Столкновение между гносеологическим оптимизмом (реализмом) и скептицизмом (релятивизмом) создает важную проблемную ситуацию для тех, кто поддерживает “объективизм факта” и отвергает социально-эпистемологическое видение познавательного субъекта. Более богатая картина познавательного процесса требует перехода от классического реализма к неклассическому.