Наследие Канта и воинствующий идеалист А. Волынский
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-149-160Ключевые слова:
история русской философии, Аким Волынский, филосо- фия Канта, критический идеализм, этика, религия, Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевский.Аннотация
В статье рассматривается интерпретация философии Канта широко известным в конце XIX – первой четверти XX в. литературным критиком, искусствоведом, свободным мыслителем Акимом Волынским, развернутая им в работах «Критические и догматические элементы в философии Канта» (1889) и «Наука, философия и религия» (1893). Одной из главных задач Волынского в ходе исследования текстов Канта является выработка такого нового критико-идеалистического подхода к культуре и морали Нового времени, который был бы фундирован теорией «двух миров» Канта и его этикой. Показано, что Волынский связывает учение Канта с его мистическим умонаправлением, присутствующим не только в ранних сочинениях, но и в «Критике чистого разума». При этом, считает Волынский, кантовский мистицизм перерабатывается в «нравственный догматизм», который становится религиозно-этическим основанием практической морали. Также в статье выясняется, как критический идеализм Канта используется Волынским для анализа творчества Леонардо да Винчи, который предстает предшественником современного декаданса, и романов Достоевского, которые критик истолковывает в свете трех идей – идей Бога, бессмертия и свободы