Смыслообразование в логических парадоксах: принцип коммуникативной определенности. Часть II
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-107-118Ключевые слова:
логический парадокс, антиномия, апория, сознание, ком- муникация, смыслообразование, коммуникативная модель, семиотическое воздействие, принцип семиотической определенности, закон назначения коммуникативных множеств, закон исключенного третьего, множествоАннотация
В статье рассматриваются логические парадоксы с точки зрения коммуникативной модели смыслообразования. Семиотические поступки авторов парадоксов анализируются на основе так называемого коммуникативного ключа, или принципа семиотической (коммуникативной) определенности, в соответствии с которым: любой парадокс является личным (авторским) коммуникативным поступком; в любом коммуникативном действии понимается авторское когнитивное состояние в момент воздействия, в отсутствии которого знак не обладает тождеством; парадокс есть попытка коммуниканта «подвесить» когнитивный процесс, дать неисполнимую инструкцию, как мыслить, на основе «правдоподобных предположений цепью бесспорных на вид рассуждений»; «подлежащее» в коммуникации, в том числе область «дано» в парадоксах, назначается и мыслится говорящим (пишущим) обладателем сознания; знак не может производить воздействие автономно, вне авторского мыслимого коммуникативного (воз)действия; обозначающим в коммуникации выступает сам актор, а не знак; анализируемая знаковая последовательность не может означать больше или меньше того, что помыслил коммуникант, совершивший семиотическое действие с вовлечением данных знаков. В статье также формулируется так называемый закон назначения актуальных коммуникативных множеств. Коммуникативная интерпретация парадоксов (антиномий, апорий) обнаруживает, что их авторы для достижения целей семиотического воздействия выходят за пределы логики, демонстрируя процесс поглощения логики коммуникацией. Во всех коммуникативных поступках единственной опорой тождественного смыслообразования выступает активное сознание семиотического актора, направленное на изменения когнитивного состояния мыслимого адресата. Парадоксы снимаются при условии реализации принципа коммуникативной определенности.