Трансформация идентичности в цифровую эпоху

Авторы

  • А.А. Лисенкова Пермский государственный институт культуры, Пермь, 614045, ул. Газеты Звезда, д. 18.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-65-74

Ключевые слова:

идентичность, цифровизация, автопроект, виртуализация, коммуникация, репрезентация, культура, личность, идентификация, персо- нальный нарратив, публичное, приватное, Интернет

Аннотация

В статье анализируются различные теоретические подходы к формированию феномена идентичности. Характеризуются изменения, происходящие в современном обществе и тенденции, оказывающие влияние на процессы идентификации. Развитие новых визуализированных форм коммуникации и репрезентации повседневного опыта повлекли трансформацию определения
границ идентичности, а смена культурных практик и глобализация информационного пространства стимулировали рост публичных форм нарративизации индивидов. Мобильность, чрезмерная визуализация персонального опыта, постоянная коммуникационная включенность и маркетизация всех сфер жизни человека становятся основанием для перманентной публичности и прозрачности индивидуального персонального опыта. До недавнего времени продиктованные спецификой виртуальной коммуникации анонимность и связанные с ней манипуляции и игры с идентичностью, сегодня теряют свою привлекательность и актуальность, так как в условиях сбора и анализа
цифровых следов и больших данных, реальная идентичность практически сращивается с виртуальной, превращаясь в единый цифровой профиль личности, перенося в публичную сферу частную жизнь человека. Современная цифровая среда выступает стимулом для трансформации идентификационных стратегий, в которых личность вынуждена конструировать и репрезентовать собственную востребованность в постоянно поддерживаемом внутреннем и внешнем автопроекте виртуальной идентичности. Благодаря публичному маркированию и самоподтверждению, различным гипервизуализированным форматам коммуникации и репрезентации происходит слияние цифрового и реального «Я» в единую цифровую публичную идентичность. Сложившиеся тенденции активизируют исследовательское внимание, направляя его на трансформацию ценностно-нормативного контекста взаимодействия, коммуникации и конструирования идентичности личности в цифровой среде, стимулируя запрос на необходимую модификацию общественных отношений в современном мире.

Загрузки

Опубликован

2020-03-31

Выпуск

Раздел

Философия и культура

Как цитировать

[1]
2020. Трансформация идентичности в цифровую эпоху. Вопросы философии. 3 (Mar. 2020), 65‒74. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-65-74.