Иллюзорные знамения: католический взгляд на проблему семиотики монстров в медицине позднего Ренессанса*
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-158-176Ключевые слова:
история медицины, тератология, аристотелизм, монстры, знамения, католицизм, протестантизм, Фортунио Лицети, Жан Риолан-младший.Аннотация
Цель статьи – объяснить различие позиций католического и протестантского медицинских сообществ XVI – первой половины XVII в. в вопросе о том, могут ли монстры быть знамениями, в которых Бог открывает людям свою волю. Уточняется содержание идеи монстра как божественного знака, проливающее свет на то, чтó именно отрицали католические ученые и утверждали протестантские. Воссоздается аргументация, построенная католиками, чтобы опровергнуть эту идею. Как следует из их доводов, монструозность – это не знак, а симптом, имеющий физиологическую и социальную (Лицети) каузацию. В противном случае невозможно объяснить: а) коммуникативную бесцельность монстров, рождаемых в безлюдных и “безрелигиозных” регионах; б) крайнюю дисгармонию между субъектом и содержанием монструозного послания, с одной стороны, и его формой, с другой; в) кажущуюся аморальность Бога, использующего плоды самых тяжких грехов людей в качестве средства коммуникации с ними. Анализируется ряд мировоззренческих факторов: характер интеллектуальных парадигм, трансформации онтологии, своеобразие теологических воззрений, – которые обусловили несходство интерпретаций монструозности в этих научно-конфессиональных кругах. В частности, выясняется, что антисемиотическая позиция католических ученых была обусловлена эпистемическим приматом аристотелизма, стремлением сократить объем и культурное влияние сферы внеестественного в пользу природной и, отчасти, сверхъестественной областей бытия, а также усилением роли сотериологической миссии Церкви в ответ на подъем доктрины «частного провидения» в протестантской среде.