История японского буддизма в «Собрании стародавних повестей». Часть II: строители пагод, учредители обрядов, знаменитые миряне, вставшие на Путь Будды*

Авторы

  • Н.Н. Трубникова Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606, просп. Вернадского, д. 82, стр. 9; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки, Москва, 125009, ул. Моховая, д. 11, стр. 1.
  • М.В. Бабкова Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12; Школа актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, 119606,

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-120-132

Ключевые слова:

японский буддизм, поучительные рассказы сэцува, «Кон­дзяку моногатари-сю:», история, буддийские обряды, японская литература

Аннотация

В «Собрании стародавних повестей» («Кондзяку моногатари-сю:», 1120-е гг.) за рассказами о начале буддизма в Японии и об основании храмов (свиток 11-й) следуют предания о строительстве пагод, учреждении обрядов, созда­нии статуй будд и других благочестивых делах (начало свитка 11-го). Важ­нейшую роль здесь играют обеты и их осуществление, тем самым личные истории подвижников связываются с историей буддизма в масштабе всей страны. В отличие от источника, откуда взяты рассказы о происхождении обрядов («Самбо: экотоба», X в.), здесь эти предания не сведены в кален­дарный цикл; внимание повествователя сосредоточено не на полноте обес­печения общины необходимыми ритуалами, а на том, как разные люди в различных обстоятельствах приобщаются к буддийской традиции через посредство священных текстов и соотносимых с ними обрядов, и этот ряд подвижников выглядит как принципиально не замкнутый, открытый для но­вых замыслов и их исполнения. Тема личных историй продолжается в свит­ке 19-м, где речь идет о причинах «пробуждения сердца», решения уйти в монахи. Среди персонажей этих историй – люди разного положения: ро­дичи государей, придворные, воины, их приближенные, простолюдины. Принятие монашества для каждого из них оказывается не сменой социаль­ного статуса (с мирского на монашеский), а выбором новой цели, лежащей за пределами земной жизни, в «будущем веке». Особенный интерес пред­ставляют рассказы о постриге знаменитых писателей и поэтов: в них исто­рия буддизма связывается воедино с историей японской словесности.

Загрузки

Опубликован

2020-02-29

Выпуск

Раздел

Философская мысль Японии

Как цитировать

[1]
2020. История японского буддизма в «Собрании стародавних повестей». Часть II: строители пагод, учредители обрядов, знаменитые миряне, вставшие на Путь Будды*. Вопросы философии. 2 (Feb. 2020), 120–132. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-120-132.