История японского буддизма в «Собрании стародавних повестей». Часть II: строители пагод, учредители обрядов, знаменитые миряне, вставшие на Путь Будды*
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-120-132Ключевые слова:
японский буддизм, поучительные рассказы сэцува, «Кондзяку моногатари-сю:», история, буддийские обряды, японская литератураАннотация
В «Собрании стародавних повестей» («Кондзяку моногатари-сю:», 1120-е гг.) за рассказами о начале буддизма в Японии и об основании храмов (свиток 11-й) следуют предания о строительстве пагод, учреждении обрядов, создании статуй будд и других благочестивых делах (начало свитка 11-го). Важнейшую роль здесь играют обеты и их осуществление, тем самым личные истории подвижников связываются с историей буддизма в масштабе всей страны. В отличие от источника, откуда взяты рассказы о происхождении обрядов («Самбо: экотоба», X в.), здесь эти предания не сведены в календарный цикл; внимание повествователя сосредоточено не на полноте обеспечения общины необходимыми ритуалами, а на том, как разные люди в различных обстоятельствах приобщаются к буддийской традиции через посредство священных текстов и соотносимых с ними обрядов, и этот ряд подвижников выглядит как принципиально не замкнутый, открытый для новых замыслов и их исполнения. Тема личных историй продолжается в свитке 19-м, где речь идет о причинах «пробуждения сердца», решения уйти в монахи. Среди персонажей этих историй – люди разного положения: родичи государей, придворные, воины, их приближенные, простолюдины. Принятие монашества для каждого из них оказывается не сменой социального статуса (с мирского на монашеский), а выбором новой цели, лежащей за пределами земной жизни, в «будущем веке». Особенный интерес представляют рассказы о постриге знаменитых писателей и поэтов: в них история буддизма связывается воедино с историей японской словесности.