Изучение религии, а не пропаганда атеизма

Авторы

  • И.И. Ершова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-110-119

Ключевые слова:

религиоведение, атеизм, история Русской православной церкви, М.П. Новиков.

Аннотация

Статья посвящена исследованию трудов М.П. Новикова (1918‒1993) в ас­пекте его прогнозов относительно тенденций развития отечественного пра­вославного богословия. Показано, что только намечавшиеся в 1870-е гг. тенденции, выделенные Новиковым, в полной мере реализовались в насто­ящее время: новые акценты в трактовке догматических положений, расши­рение области горизонтального богословия, привлечение идей богословов и философов, в том числе тех, которые ранее оценивались как маргиналь­ные, а также обращение к опыту религиозной философии, развивавшейся вне православной традиции. Тогда же начало изменяться отношение к иным религиозным традициям, усилилось внимание к социальной проблематике, вопросам экологии и др. Отмеченные Новиковым новые явления в богосло­вии, как он и предсказывал, определили магистральную линию развития православного богословия и его современное лицо. М.П. Новиков учитывал тенденции в разных ветвях богословия в мировом масштабе, пользовался принятой и сейчас научной методологией. Религиоведение выполняло свой­ственную науке прогностическую функцию и в советские времена, даже на­зываясь научным атеизмом. Идеи М.П. Новикова полезны и в наше время. Во-первых, следует сохранять методологический подход – рассмотрение отечественных общественных процессов в контексте мировых. Во-вторых, следует признать, что модернизационные процессы не являются следстви­ем чьей-то воли и иных субъективных факторов, что они возникают с необ­ходимостью и подчиняются объективным закономерностям. В-третьих, сле­дует аккуратно выделять главные особенности в богословских оценках общества и истории. Последнее особенно сложно, поскольку предполагает абстрагирование от актуального общественного значения конкретных бого­словских текстов и превращение их в предмет научного исследования. В этом отношении опыт советского религиоведения ценен и заслуживает изучения.

Загрузки

Опубликован

2020-02-29

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2020. Изучение религии, а не пропаганда атеизма. Вопросы философии. 2 (Feb. 2020), 110‒119. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-110-119.