Прощение: от двух этических концепций к двум моральным перспективам
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-86-97Ключевые слова:
прощение, философия, этика, мораль, ответственность, Другой, асимметричность, безусловное прощение, самопрощениеАннотация
В статье рассматриваются два основных подхода к феномену прощения в этической мысли с последующей демонстрацией их ограниченности, для преодоления которой во второй половине статьи выдвигается идея двух моральных перспектив. Прощение подразумевает личное, непосредственное и асимметричное вовлечение в него того, кто совершил проступок и того, кто от этого поступка пострадал. Асимметричное вовлечение означает, что тот, кто прощает, действует, не ожидая взаимности, а также предполагает различный моральный смысл прощения для того, кто его дарует, и того, кто его ищет. В этических исследованиях о прощении преобладают попытки выведения третьей, «объективной» точки зрения на прощение, концептуализация некоей общей идеи прощения, которая бы в равной степени включала в себя как перспективу того, кто просит или не просит прощения, так и перспективу того, кто его дарует. В статье демонстрируется, что при попытках выведения такой надперсональной точки зрения элиминируются существенные черты прощения, в первую очередь неповторимая моральная субъектность обоих участников и принципиальное различие между их перспективами. Утверждается неизбывность асимметричного характера прощения, ведущая к необходимости исследования двух не сводимых друг к другу в теории перспектив: 1) того, кто прощает Другого, что предполагает безусловное прощение, и 2) того, кто ищет прощения у Другого, что предполагает самопрощение. Эти две перспективы не поддаются теоретическому обобщению в единую надперсональную и непротиворечивую концепцию прощения. Вместе с тем для возможности начать философское рассмотрение феномена прощения и суметь отобразить центральное значение для прощения асимметричности отношений требуется внимание к обеим перспективам.