Смыслообразование в логических парадоксах: принцип коммуникативной определенности. Часть I

Авторы

  • А.В. Вдовиченко Институт языкознания РАН, Москва, 125009, Большой Кисловский пер., д. 1, стр. 1; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 115184, ул. Новокузнецкая, д. 23Б.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-71-85

Ключевые слова:

логический парадокс, антиномия, апория, сознание, коммуникация, смыслообразование, коммуникативная модель, семиотическое воздействие, принцип семиотической определенности, закон назначения коммуникативных множеств, закон исключенного третьего, множество

Аннотация

В статье рассматриваются логические парадоксы (парадокс знака, теорети­ко-модельный аргумент Патнэма, парадокс лжеца, апории Зенона, антино­мия Рассела) с точки зрения коммуникативной модели смыслообразования. Семиотические поступки авторов парадоксов анализируются на основе так называемого коммуникативного ключа, или принципа семиотической (ком­муникативной) определенности, в соответствии с которым: любой парадокс является личным (авторским) коммуникативным поступком (попыткой се­миотического воздействия); в любом коммуникативном действии понима­ется авторское когнитивное состояние в момент воздействия, в отсутствии которого знак (вербальный, жестовый, поведенческий и пр.) не обладает тождеством; парадокс есть попытка коммуниканта «подвесить» когнитив­ный процесс, дать неисполнимую инструкцию, как мыслить, на основе «правдоподобных предположений цепью бесспорных на вид рассуждений»; «подлежащее» в коммуникации, в том числе область «дано» в парадоксах, назначается и мыслится говорящим (пишущим) обладателем сознания; знак не может производить воздействие автономно, вне авторского мыс­лимого коммуникативного (воз)действия; обозначающим в коммуникации выступает сам актор, а не знак; анализируемая знаковая последователь­ность не может означать больше или меньше того, что помыслил комму­никант, совершивший семиотическое действие с вовлечением данных зна­ков. В статье также формулируется так называемый закон назначения актуальных коммуникативных множеств. Коммуникативная интерпрета­ция парадоксов (антиномий, апорий) обнаруживает, что их авторы для до­стижения целей семиотического воздействия выходят за пределы логики (например, нарушают закон исключенного третьего), демонстрируя про­цесс поглощения логики коммуникацией. При этом для авторов парадок­сов оказывается невозможным нарушить коммуникативные константы, в том числе, отказаться от актуального назначения объектов (множеств), признать неакциональность семиотических поступков, изъять коммуни­канта из коммуникативной процедуры, признать автономное значение «знаков» и «языков». Во всех коммуникативных поступках единственной опорой тождественного смыслообразования выступает активное сознание семиотического актора, направленное на изменения когнитивного состоя­ния мыслимого адресата. Парадоксы снимаются при условии реализации принципа коммуникативной определенности.

Загрузки

Опубликован

2020-02-29

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2020. Смыслообразование в логических парадоксах: принцип коммуникативной определенности. Часть I. Вопросы философии. 2 (Feb. 2020), 71–85. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-2-71-85.