В.С. Библер и проблема начала логики
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-104-113Ключевые слова:
В.С. Библер, Гегель, логика, наукоучение, диалог.Аннотация
Исходя из признания исторической обусловленности различных культур, В.С. Библер (1918‒2000) делает вывод о существенных различиях в способах философского рассуждения, философских логиках. Выделяя античную
и средневековую логики, он говорито существовании в XVII–XX вв.философии как наукоучения: она опиралась на науку и воспринимала некоторые ее установки и логические принципы – восхождение, снятие, ориентацию
на эксперимент. Особого внимания заслуживает библеровское понимание гегелевской логики как высшей ступени философии наукоучения. Высоко оценивая нарисованную Гегелем величественную картину движения позна-ющего разума, Библер убеждается в том, что этот разум и его логика для Гегеля, как и для многих других философов, – единственно возможные на все времена. Отождествление философской логики с наукоучением у Гегеля
Библер объясняет тем, что на протяжении трех веков наука занимала цен -тральное место в европейском духовном богатстве и ее разум казался единственным видом разумения. В то же время Библер обращает внимание
на то, что в высшей точке логического движения разума, которую Гегель считает завершением познания, он сам предлагает понять эту ситуацию. Но понимание не является познанием, а это означает, что Гегель наряду
с одним разумом, разумом познания, вводит другой, причем именно там, где один завершается и превращается в другой, оба существуют рядом. Для Библера такой вывод служит подтверждением его многолетних философ-ских поисков обоснования идеи диалогичности разумов, новой логики – диалогики. Здесь его могучим сторонником становится М.М. Бахтин с при-знанием диалога культур. Библер выясняет характеристики новой логики
на основе глубокого изучения современной социальной ситуации, требующей взаимопонимания разных народов и культур, а также сосредоточенно-сти на исходных определениях бытия – гуманизме, достоинстве, смысле
жизни. В результате многолетних и трудных философских раздумий Библер обосновывает тезис о возникновении соответствующей XX в. новой логики – логики не наукоучения, а культуры – и тем задает направление современным философским исследованиям.