Отзвуки символизма в эстетике Владислава Ходасевича

Авторы

  • В.В. Бычков Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-85-96

Ключевые слова:

символизм, декадентство, эстетика, поэзия, В. Ходасевич, красота, религия, миф, форма и содержание, прием.

Аннотация

Будучи младшим современником символистов, Ходасевич находился под сильным влиянием их эстетики, но сам в поэзии и литературной критике шел другим путем. Это дало ему возможность достаточно объективно усмотреть
как позитивные, так и негативные стороны русского символизма. Под влия-нием символистских идей он утверждал идею о религиозно-мифологическом происхождении искусства, отмечал два течения в поэзии – бытийственное и бытовое. Основой искусства, отличающей его от религии, Ходасевич счи-тал художественность, красоту. Много внимания уделял диалектике формы и содержания, полагая, что содержание окончательно складывается в процес-се формообразования, а форма составляет часть содержания. Творческий ме-тод включает два главных компонента: экстаз (восторг) и ремесло (прием). Главная функция искусства – проникновение в неведомое, иную реальность путем преображения действительности. Произведение искусства – много-смысленно, допускает различные толкования, а труд воспринимающего субъ-екта почти равен труду художника. Заслугой символистов Ходасевич считал их стремление превратить искусство в «жизненно-творческий метод», объ-единяющий искусство и жизнь, жреческую функцию искусства. К недостат -кам символизма относил пронизывающее его декадентство, преувеличенный эстетизм, стремление к изысканности.

Загрузки

Опубликован

2020-01-30

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2020. Отзвуки символизма в эстетике Владислава Ходасевича. Вопросы философии. 1 (Jan. 2020), 85–96. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-85-96.