Аристотель в лекциях Александра Кожева: диалектика раба и господина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-38-44Ключевые слова:
диалектика раба и господина, конец истории, рабство, добродетель, политическое животное, логос, Аристотель, Кожев, Animal rationaleАннотация
В статье анализируется курс лекций Александра Кожева (1933‒1939) как историографический материал для современного аристотелеведения. Особое внимание уделяется критической аргументации Кожева, которую он развертывает, осмысливая аристотелевское обоснование рабства и господства по природе. При этом надо иметь в виду, что Аристотель не является центральной фигурой в этих лекциях, он интересен Кожеву не сам по себе, но в диалектическом сопоставлении с гегелевской, исторической по своей сути, концепцией «раба и господина». Разрабатывая оригинальную философию истории, Кожев критикует определения человека, представленные
Аристотелем в «Политике», но вместе с тем он частично принимает поли-тические идеи Аристотеля. По Кожеву, быть рабом или господином «по природе» – значит соответствовать своему предназначению. Но при этом имен -но отношения раба и господина представляются Кожевом как основание исторического процесса. И с его точки зрения, «борьба за признание», «историзм и конец истории», «смертельный риск» и пр. – это понятия, кото -рые призваны разрешить противоречия аристотелевского учения о государстве. Общим для Аристотеля и Кожева остается определение сущности человека через политику и логос (речь), позволяющее осмысливать отношения раба и господина диалектически. Предпринятый в статье анализ этого двойственного отношения Кожева к идеям Аристотеля позволяет вы -явить комплекс разнообразных предпосылок, исходя из которых Кожев интерпретирует философию истории Гегеля.