Некоторые аспекты структуры и содержания «Трактата о Пяти фазах» «Старой книги о Тан»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-8-154-164Ключевые слова:
пять фаз, Поздняя Цзинь, знамения, конфуцианство, Старая книга о ТанАннотация
Статья посвящена предварительному рассмотрению структуры и содержания «Трактата о пяти фазах», входящего в корпус нормативной истории «Старая книга о Тан». Подобные трактаты начиная с эпохи Хань становятся неотъемлемой частью исторических сводов и содержат материал, связанный с трактовкой катастрофических и странных событий как знамений, указывающих на ошибки в правлении. Базой для классификации и порядка расположения сообщений в трактате является теория «пяти фаз» (у син), уходящая своими корнями в доимперскую эпоху и связанная с представлениями о знамениях в эпоху Хань благодаря анонимному автору трактата «Комментарий к [разделу] Пять фаз “Великого образца”» и трактату Лю Сяна (79 до н.э. – 6 н.э.), дополняющему его содержание. Кроме того, важной составляющей «науки о знамениях» было представление о взаимодействии «темного» (инь) и «светлого» (ян) начал, что также получило отражение в еще в эпоху Хань в трудах каноноведа Цзин Фана (78–37 до н.э.). В статье дается краткий обзор формирования теории знамений на основании концепций «пяти фаз» и взаимодействия начал инь и ян, а также показывается, что организация основной части трактата обладает своей спецификой и порядок перечисления событий не следует заранее заданному шаблону. Также обзор содержания трактата показывает, что, во-первых, в эпоху Тан были две основные процедуры толкования знамений и принятия решений, отличающихся по составу участников и характеру предпринимаемых действий, во-вторых, изменилось представление о том, кто является виновником катастрофических и странных событий, и состав виновных расширился за счет сановников.