Две парадигмы субъекта: индийская и европейская традиции в поисках высшего бытия
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-153-158Ключевые слова:
адвайта-веданта, йога, санкхья, буддизм, атман, пуруша, mens, душа, мышление, интеллект, субъект, сотериологичность, психопрактики, новоевропейская наука, ЦицеронАннотация
Статья посвящена рассмотрению подходов к пониманию субъекта в традиционной индийской и европейской философии. Автор сопоставляет знакомое читателю европейское понимание субъекта с индийским, привлекая концепции адвайта-веданты, санкхьи, йоги, вайшешики, буддизма, выделяя их общее культурное ядро. В статье отмечается, что в большинстве классических индийских систем субъект (атман, пуруша) рассматривался как жестко отграниченный от внешнего мира, телесного, психического (понимаемого как разновидность природного), мышления, рассудка, эмоций, а в системе вайшешики даже сознание считалось внешним по отношению к нему качеством. Обе традиции изначально имели сильную сотериологическую интенцию, направленную на обретение высшего состояния существования, причем связующим элементом между мирами полагалась внутренняя сердцевина человеческого существа. Как в Индии, так и в Европе для этого были предложены различные средства, такие как интеллектуальное понимание, знание как прозрение в высшую реальность, психопрактики, мистицизм. В отличие от индийской, европейская философия долгое время характеризовалась тем, что приписывала субъекту, понимавшемуся как «душа», такие качества, как мышление, рассудок, чувственное восприятие, эмоции, память и т.п. Все эти качества, как считалось, являются тем, что роднит человека с божественным, при этом именно рациональное и интеллектуальное начало в человеке в европейской мысли зачастую выделялось как главное.