Две парадигмы субъекта: индийская и европейская традиции в поисках высшего бытия

Авторы

  • Л.И. Титлин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-153-158

Ключевые слова:

адвайта-веданта, йога, санкхья, буддизм, атман, пуруша, mens, душа, мышление, интеллект, субъект, сотериологичность, психопрактики, новоевропейская наука, Цицерон

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению подходов к пониманию субъекта в тради­ционной индийской и европейской философии. Автор сопоставляет знако­мое читателю европейское понимание субъекта с индийским, привлекая концепции адвайта-веданты, санкхьи, йоги, вайшешики, буддизма, выделяя их общее культурное ядро. В статье отмечается, что в большинстве класси­ческих индийских систем субъект (атман, пуруша) рассматривался как жестко отграниченный от внешнего мира, телесного, психического (пони­маемого как разновидность природного), мышления, рассудка, эмоций, а в системе вайшешики даже сознание считалось внешним по отношению к нему качеством. Обе традиции изначально имели сильную сотериологи­ческую интенцию, направленную на обретение высшего состояния суще­ствования, причем связующим элементом между мирами полагалась внут­ренняя сердцевина человеческого существа. Как в Индии, так и в Европе для этого были предложены различные средства, такие как интеллектуаль­ное понимание, знание как прозрение в высшую реальность, психопракти­ки, мистицизм. В отличие от индийской, европейская философия долгое время характеризовалась тем, что приписывала субъекту, понимавшемуся как «душа», такие качества, как мышление, рассудок, чувственное восприя­тие, эмоции, память и т.п. Все эти качества, как считалось, являются тем, что роднит человека с божественным, при этом именно рациональное и ин­теллектуальное начало в человеке в европейской мысли зачастую выделя­лось как главное.

Опубликован

2025-07-06

Выпуск

Раздел

Индийские когнитивные классификации в межкультурной перспективе

Как цитировать

[1]
2025. Две парадигмы субъекта: индийская и европейская традиции в поисках высшего бытия. Вопросы философии. 7 (Jul. 2025), 153–158. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-153-158.