Эмоции и чувства в индийских классификациях психических и когнитивных процессов: кармический подход

Авторы

  • В.Г. Лысенко Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-144-152

Ключевые слова:

классификационные термины, эмоции и чувства, карма, кармический подход, кармический детерминизм, моральное воздаяние, сотериология, потенциальное и актуальное клеша, доша, мокша, нирвана, буддизм, абхидхарма

Аннотация

Специфика классификации эмоций и чувств в индийской философской тра­диции рассматривается в статье через призму кармического подхода. Автор показывает, что в отличие от западной психологии, где эмоции и чувства различаются по «объективным» критериям длительности, сложности, уров­ню осознанности и интенсивности физиологических проявлений, в Индии разделение на эмоции и чувства хотя и имело место, но не получило значи­мого развития ввиду доминирования кармической перспективы в оценке психических состояний. В религиозно-философских школах эмоции и чув­ства классифицируются преимущественно с точки зрения их отрицательно­го влияния на кармическую судьбу человека и возможность прекращения перерождений (mokṣa, nirvāṇa). В статье анализируются ключевые термины индийской философии, негативно маркирующие эмоциональные состоя­ния – kleśa, doṣa, āvaraṇa, и раскрывается их связь с концепцией кармы, предполагающей выделение актуального и потенциального срезов опыта. Особое внимание уделяется буддийскому подходу, где центральным эле­ментом кармы становится намерение (cetanā), а не физическое действие. Автор подчеркивает, что в большинстве индийских философских школ эмо­циональные состояния рассматриваются как препятствия для достижения подлинного знания (jñāna) и освобождения от цикла перерождений (mokṣa, nirvāṇa). В заключение обсуждается потенциал кармического подхода для современных исследований биологических и психологических аспектов че­ловеческого опыта. Отмечается, что существование человеческих сооб­ществ в определенной культурной среде может вызывать эпигенетические изменения, влияющие на работу нервной системы и формирующие куль­турно специфические когнитивные паттерны, передаваемые следующим поколениям.

Опубликован

2025-07-06

Выпуск

Раздел

Индийские когнитивные классификации в межкультурной перспективе

Как цитировать

[1]
2025. Эмоции и чувства в индийских классификациях психических и когнитивных процессов: кармический подход. Вопросы философии. 7 (Jul. 2025), 144–152. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-144-152.