Эмоции и чувства в индийских классификациях психических и когнитивных процессов: кармический подход
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-144-152Ключевые слова:
классификационные термины, эмоции и чувства, карма, кармический подход, кармический детерминизм, моральное воздаяние, сотериология, потенциальное и актуальное клеша, доша, мокша, нирвана, буддизм, абхидхармаАннотация
Специфика классификации эмоций и чувств в индийской философской традиции рассматривается в статье через призму кармического подхода. Автор показывает, что в отличие от западной психологии, где эмоции и чувства различаются по «объективным» критериям длительности, сложности, уровню осознанности и интенсивности физиологических проявлений, в Индии разделение на эмоции и чувства хотя и имело место, но не получило значимого развития ввиду доминирования кармической перспективы в оценке психических состояний. В религиозно-философских школах эмоции и чувства классифицируются преимущественно с точки зрения их отрицательного влияния на кармическую судьбу человека и возможность прекращения перерождений (mokṣa, nirvāṇa). В статье анализируются ключевые термины индийской философии, негативно маркирующие эмоциональные состояния – kleśa, doṣa, āvaraṇa, и раскрывается их связь с концепцией кармы, предполагающей выделение актуального и потенциального срезов опыта. Особое внимание уделяется буддийскому подходу, где центральным элементом кармы становится намерение (cetanā), а не физическое действие. Автор подчеркивает, что в большинстве индийских философских школ эмоциональные состояния рассматриваются как препятствия для достижения подлинного знания (jñāna) и освобождения от цикла перерождений (mokṣa, nirvāṇa). В заключение обсуждается потенциал кармического подхода для современных исследований биологических и психологических аспектов человеческого опыта. Отмечается, что существование человеческих сообществ в определенной культурной среде может вызывать эпигенетические изменения, влияющие на работу нервной системы и формирующие культурно специфические когнитивные паттерны, передаваемые следующим поколениям.