Прамана-вьявастха: уникальный буддийский взгляд
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-139-143Ключевые слова:
праманавада, прамана, эпистемология, восприятие, логический вывод, прамана-вьявастха, свалакшана, партикулярия, непосредственное-опосредованное познаниеАннотация
Ортодоксальные школы индийской философии в целом придерживаются мнения, что эпистемология предшествует построению онтологической основы системы и вносит свой вклад в ее построение. Природа познанного объекта, как правило, не определяет природу инструмента познания (праманы), который его захватывает, а зависит от того, является ли объект непосредственно доступным или нет. С этой точки зрения, одна прамана способна познавать разные виды объектов, и разные праманы могут иметь доступ к одному и тому же объекту. Буддийские философы, со своей стороны, придерживаются мнения, что онтология диктует и формирует эпистемологию. Существует только две праманы – непосредственное восприятие (пратьякша) и логический вывод (анумана). Эта позиция вытекает из двух дополнительных предположений: во-первых, что существует только два вида объектов и, во-вторых, что каждая прамана имеет собственную сферу приложения. Восприятие, например, раскрывает только несвязанные, мгновенные и уникальные партикулярии, известные как свалакшаны, и только они реальны в истинном смысле этого слова (парамартхасат). Логический же вывод представляет нам концепции, отношения, имена и другие характеристики, которые используются в качестве квалифицирующих факторов в процессе пропозиционального познания. Они известны как саманьялакшаны и являются конструкциями воображения. Восприятие никогда не выявляет саманьялакшану, а логический вывод никогда не схватывает свалакшану. Таким образом, разница между двумя видами праман в конечном счете заключается в различии между их объектами. В докладе предпринята попытка кратко изложить буддийский взгляд на концепцию прамана-вьявастха, оценить аргументы, приведенные в ее пользу, а также выяснить, есть ли у нее аналоги в других индийских философских системах.