Прамана-вьявастха: уникальный буддийский взгляд

Авторы

  • К. Бхаттачарья Университет Равиндрабхарати, Emerald Bower Campus, 56A, B.T. Road, Kolkata, 700050, West Bengal, India.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-139-143

Ключевые слова:

праманавада, прамана, эпистемология, восприятие, логический вывод, прамана-вьявастха, свалакшана, партикулярия, непосредственное-опосредованное познание

Аннотация

Ортодоксальные школы индийской философии в целом придерживаются мнения, что эпистемология предшествует построению онтологической ос­новы системы и вносит свой вклад в ее построение. Природа познанного объекта, как правило, не определяет природу инструмента познания (пра­маны), который его захватывает, а зависит от того, является ли объект непо­средственно доступным или нет. С этой точки зрения, одна прамана спо­собна познавать разные виды объектов, и разные праманы могут иметь доступ к одному и тому же объекту. Буддийские философы, со своей сторо­ны, придерживаются мнения, что онтология диктует и формирует эписте­мологию. Существует только две праманы – непосредственное восприятие (пратьякша) и логический вывод (анумана). Эта позиция вытекает из двух дополнительных предположений: во-первых, что существует только два ви­да объектов и, во-вторых, что каждая прамана имеет собственную сферу приложения. Восприятие, например, раскрывает только несвязанные, мгно­венные и уникальные партикулярии, известные как свалакшаны, и только они реальны в истинном смысле этого слова (парамартхасат). Логический же вывод представляет нам концепции, отношения, имена и другие харак­теристики, которые используются в качестве квалифицирующих факторов в процессе пропозиционального познания. Они известны как саманьялак­шаны и являются конструкциями воображения. Восприятие никогда не вы­являет саманьялакшану, а логический вывод никогда не схватывает свалак­шану. Таким образом, разница между двумя видами праман в конечном счете заключается в различии между их объектами. В докладе предпринята попытка кратко изложить буддийский взгляд на концепцию прамана-вьява­стха, оценить аргументы, приведенные в ее пользу, а также выяснить, есть ли у нее аналоги в других индийских философских системах.

Опубликован

2025-07-06

Выпуск

Раздел

Индийские когнитивные классификации в межкультурной перспективе

Как цитировать

[1]
2025. Прамана-вьявастха: уникальный буддийский взгляд. Вопросы философии. 7 (Jul. 2025), 139–143. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-139-143.