Три парадигмы восприятия: компаративный и критический анализ
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-130-138Ключевые слова:
эпистемология, прамана, анумана, ньяя, буддизм, джайнизм, субъект, объект, знание, познание, непосредственное и опосредованное восприятие, чувственное восприятие, эмпирическое восприятие, умозаключениеАннотация
Знание, являющееся «непременным условием» человеческой личности, состоит из когнитивных, рациональных, ментальных, логических, а также социально-религиозных измерений человеческого существования, хотя его эпистемический аспект и преобладает в анализе и таксономии, предпринятых философскими системами. Чтобы получить подлинное представление о когнитивно-эпистемических таксономиях в разных культурах, хорошим примером может послужить изучение чувственного или эмпирического восприятия. Статья ставит своей целью проблематизировать понятие восприятия, учитывая взаимодействие между субъектом и объектом, вызывающее перцептивное познание. Автор предлагает рассмотреть три парадигмы эмпирического восприятия, представленные в классической индийской философской традиции, а именно парадигмы ньяи, буддизма и джайнизма. Согласно ньяе, восприятие – это истинное, безошибочное и определенное познание, которое возникает в результате контакта между органами чувств и объектами. В этой теории акцент делается на объекте. Согласно буддийской парадигме, восприятие – это познание, которое лишено концептуального конструирования. Центром этой теории является ощущение, или непосредственное восприятие. Джайнская парадигма делает попытку примирить теории ньяи и буддизма. Все три теории понимают чувственное восприятие как наиболее непосредственное знание, но предлагают различные концепции восприятия. Эти различия могут быть обусловлены разным пониманием взаимосвязи субъекта, объекта и познания.