Парадигмальный сдвиг в классификациях ранней традиции Йогачары

Авторы

  • М. Чаттопадхьяй Джадавпурский университет, 188, Raja Subodh Chandra Mallick Rd, Jadavpur, Kolkata, West Bengal, 700032, India.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-123-129

Ключевые слова:

махаяна, йогачара, тхеравада, мадхьямака, Асанга, Нагарджуна, эпистемология, классификация, бодхисаттва, пудгала, найратмья, шуньята, дхарма, Дхарма (учение Будды)

Аннотация

Автор статьи считает, что в истории буддийской философской мысли c по­явлением махаяны произошел парадигмальный сдвиг. Если в тхераваде ак­цент делался на высшем благе самого индивида через следование Дхарме (учению Будды) и Винае (монашеской дисциплине), а также через опору на осознание бессамостности индивида, то в махаяне конечной целью про­возглашается высшее благо всех живых существ. Соответственно подчер­кивается, что для этого необходимо не знание бессамостности индивида, а знание бессамостности явлений. В статье показано, что для обоснова­ния этого тезиса и защиты его от критики оппонентов мыслители махаяны начиная с ранних стадий развития этого учения опирались в основном на логико-эпистемологическую методологию. Утверждается, что в ранних текстах йогачары, таких как «Махаяна-сутра-аланкара» и «Бодхисаттва-бхуми», созданных Асангой, эпистемология тесно связана с онтологией, представляющей собой учение о шуньяте, а реализация истинной природы шуньяты соответствует высшей стадии на пути бодхисаттвы. Согласно ав­тору статьи, сторонник йогачары Асанга, в отличие от мадхьямика Нагар­джуны и его учения о шуньяте, соединил сотериологию с эпистемологией и с онтологией, утверждая, что в махаянской традиции знание этой связи служит отправной точкой для реализации дхарма-найратмья, то есть транс­формации сознания, когда истина этого утверждения становится живой ре­альностью практикующего.

Опубликован

2025-07-06

Выпуск

Раздел

Индийские когнитивные классификации в межкультурной перспективе

Как цитировать

[1]
2025. Парадигмальный сдвиг в классификациях ранней традиции Йогачары. Вопросы философии. 7 (Jul. 2025), 123–129. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-123-129.