Парадигмальный сдвиг в классификациях ранней традиции Йогачары
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-123-129Ключевые слова:
махаяна, йогачара, тхеравада, мадхьямака, Асанга, Нагарджуна, эпистемология, классификация, бодхисаттва, пудгала, найратмья, шуньята, дхарма, Дхарма (учение Будды)Аннотация
Автор статьи считает, что в истории буддийской философской мысли c появлением махаяны произошел парадигмальный сдвиг. Если в тхераваде акцент делался на высшем благе самого индивида через следование Дхарме (учению Будды) и Винае (монашеской дисциплине), а также через опору на осознание бессамостности индивида, то в махаяне конечной целью провозглашается высшее благо всех живых существ. Соответственно подчеркивается, что для этого необходимо не знание бессамостности индивида, а знание бессамостности явлений. В статье показано, что для обоснования этого тезиса и защиты его от критики оппонентов мыслители махаяны начиная с ранних стадий развития этого учения опирались в основном на логико-эпистемологическую методологию. Утверждается, что в ранних текстах йогачары, таких как «Махаяна-сутра-аланкара» и «Бодхисаттва-бхуми», созданных Асангой, эпистемология тесно связана с онтологией, представляющей собой учение о шуньяте, а реализация истинной природы шуньяты соответствует высшей стадии на пути бодхисаттвы. Согласно автору статьи, сторонник йогачары Асанга, в отличие от мадхьямика Нагарджуны и его учения о шуньяте, соединил сотериологию с эпистемологией и с онтологией, утверждая, что в махаянской традиции знание этой связи служит отправной точкой для реализации дхарма-найратмья, то есть трансформации сознания, когда истина этого утверждения становится живой реальностью практикующего.