Полемика брахманистского реализма с буддийским идеализмом: начальный период
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-109-122Ключевые слова:
индийский дискуссионный клуб, полемическая диалектика, реализм, идеализм, имматериализм, махаянские сутры, Васубандху, Беркли, брахманистские сутры, ШабарасваминАннотация
Отстаивая свое неоднократно акцентируемое понимание индийской философии как единого философского клуба, автор статьи сосредоточивается
на этот раз на одной из «секций» этой многовековой «конференции» –
проблеме реальности существовании экстраментальных, внешних объектов. Хотя оппонентами доктрины йогачаров-виджнянавадинов, настаивавших на том, что реально одно только сознание, его акты и режимы работы с собственными произведениями, были и школы традиционного буддизма, основная борьба развернулась между буддийскими имматериалистами (используется термин Джорджа Беркли, которому они были чрезвычайно близки) и брахманистскими школами. Свою экспозицию буддийского имматериализма автор завершает полемической аргументацией в «Двадцатистишьи» Васубандху-махаяниста (IV–V вв.), а для экспозиции брахманистских ответов обращается к текстам сутр веданты, ньяйи и йоги и к комментаторам сутр ньяйи, классической йоги и мимансы. При этом диспуты оформляются в статье максимально наглядно – в виде прямых диалогов. В первом Васубандху берет верх над обобщенным оппонентом-реалистом, а в другом диалоге его младший современник комментатор сутр мимансы Шабарасвамин одерживает победу над имматериалистом, показывая, что его приравнивание чувственных восприятий к сновидениям неубедительно, а попытка объяснить разнообразие объектов наших перцепций через алая-виджняну несостоятельна ввиду противоречивости самого этого понятия: алая-виджняна должна быть и безначальным складом сознания псевдо-индивида и мгновенной одновременно. В том, что индийские реалисты опровергали буддийских идеалистов, не только ссылаясь на собственные учения, но и убедительно демонстрируя проблемы в их учениях, автор видит их преимущество перед опровержениями идеализма у Канта и Мура.