Степун, славянофильство, Кант
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-77-85Ключевые слова:
Степун, славянофильство, немецкий романтизм, Кант, Шеллинг, Киреевский, положительное всеединство, Владимир Соловьев, Михаил БулгаковАннотация
В своей статье автор обращается вроде бы к старой теме – полемике славянофилов и западников, но временная ситуация, в которой происходит спор – начало ХХ в. – во многом меняет пафос этого конфликта. В спор вступает русский философ Федор Степун, учившийся в Гейдельберге у Виндельбанда и Риккерта, двух знаменитых неокантианцев, и бросает на чашу весов Канта. Для Степуна ясно, что русские славянофилы прошли шеллингианско-гегельянскую школу и строили свое мировоззрение на основе идей немецкого романтизма. В основу своего рассуждения автор
настоящей статьи ставит статью Степуна «Прошлое и будущее славянофильства» и показывает, что, хорошо усвоив уроки больших немецких
мыслителей, славянофилы миновали Канта, без учета идей которого, как полагает Степун, их система не получает статуса подлинной философии. Любопытно, что в 10-е гг. ХХ в. возникла жестокая полемика о Канте, которого отринул вождь победивших Россию большевиков. Однако позднее, благодаря великому писателю М. Булгакову, имя Канта возвращается в культурное пространство. Именно полемике вокруг немецкого мыслителя посвящена эта статья.