Стратегии рефлексии социальной чувственности
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-68-76Ключевые слова:
эстетика, онтология, социальная чувственность, аффект, нарратив, иконический знак, субъект-свидетельАннотация
В статье рассматривается вопрос, почему обращение к нарративным и иконическим образам занимает стратегически важное место в рефлексии аффектированной социальной чувственности. Для прояснения смысла этого вопроса была описана специфическая роль социальной чувственности и ее современная конфигурация. В гиперреальности информационных сетей экзистенциальный аспект человеческой жизни поглощен символическими и институциональными стимулами, которые больше не являются репрезентантами рациональных или традиционных метанарративов, а обладают характером «несознаваемых восприятий». В ходе исследования было установлено, что ключевой задачей в рефлексии данного феномена является аналитика аффекта. Действие аффекта, в отличие от действия индивидуальных эмоций, опирается как на психофизический стимул, так и на когнитивные компоненты. При этом когнитивная структура аффекта реконструируется благодаря обращению к эстетическому бессознательному, проявления которого в изобразительных и нарративных фигурах определенного эстетического режима отсылают к особой связи между мыслимым и немыслимым, видимым и невидимым, высказанным и невысказанным. С опорой на теоретические результаты нарративного и иконического поворотов было показано, как нарративный и иконический режимы производства и чтения образов выступают существенными элементами конфигурации темпорального и пространственного измерения когнитивного компонента разделенного аффекта. В конце статьи раскрыта роль рассмотренного конфигурирования в возникновении и становлении топологически определенного субъекта-свидетеля политики, познания и искусства.