Увидеть за сложностью природы ритмы, симметрии, инварианты…
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-7-37-45Ключевые слова:
Елена Мамчур, философия науки, методологические принципы, принцип простоты, принцип «максимального наследования», социокультурная обусловленность, социокультурная детерминация, условия возможности, историческое событиеАннотация
Статья посвящена 90-летнему юбилею со дня рождения Елены Аркадьевны Мамчур, одного из ведущих отечественных философов-методологов науки, чьи работы стали уже признанной классикой отечественной философии науки. Автор обращает внимание на широкий спектр исследований Е.А. Мамчур, охватывающий процессы становления и развития естественнонаучного знания от научных представлений Античности до современных теорий гравитации и квантовой механики. В центре ее интересов находятся прежде всего методологические принципы, факторы развития научного знания, вопросы преемственности в научных исследованиях, вопросы взаимовлияния науки и культуры. В статье дана краткая биография Елены Аркадьевны, приведены ее основные публикации, представлены в кратком изложении важнейшие результаты ее исследований, такие как экспликация принципа простоты, его связь с понятиями инвариантности и информативности (1975, 1989), формулировка принципа «максимального наследования» (1984), проведение различия между социальной обусловленностью и социокультурной детерминированностью научного знания (1987). Затронуты некоторые темы, поднятые в дискуссии по вопросу о предмете социальной эпистемологии (2008), которая была инициирована, в частности, исследованиями Е.А. Мамчур по проблеме социокультурной детерминации научного знания и ее критическими публикациями относительно предмета социальной эпистемологии. В центре внимания дискуссии – специфика когнитивного, возможности реконструкции его генезиса, функционирования и развития на основе анализа механизмов опосредования знания деятельностью и коммуникацией, характерных для конкретной эпохи. В связи с этим рассмотрено представление об «историческом событии» как задающем своего рода «условия возможности» понимания развития познания.