Историко-эстетический взгляд на теорию образования

Авторы

  • В.В. Костецкий Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, 190068, Театральная пл., д. 3; Санкт-Петербургский государственный академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., д. 17.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-196-206

Ключевые слова:

взгляд, бытие под взглядом, дух школы, совесть, принцип Сенеки, школа знаний, школа справедливости, полуобразованность, полунравственность

Аннотация

Представленный очерк ключевых моментов в истории воспитания и обуче­ния посвящен таким гуманитарным феноменам, которые были осмыслены в истории философии, но остались вне должного внимания со стороны
педагогической науки. Среди них: аристотелевское истолкование «сердеч­ности» и «бессердечности» как противопоставление этических и дианоэти­ческих добродетелей; понятие «консциенции» («совести»), введенное Сене­кой как средство против «импуденции» («наглости»), о чем писал Цицерон; понятие «дух школы» у Л.Н. Толстого, которое теоретически идентично по­нятию «бытие под взглядом» в учении Сенеки. Автор подчеркивает, что ис­тория культуры свидетельствует о принципиальном различии двух сопря­женных процессов – воспитания и образования (обучения). Кроме того, говоря об истории феномена «образование», автор уделяет особое внима­ние тому факту, что три ступени школы (начальная, средняя и высшая) по­явились в разные исторические эпохи и, как следствие, имели совершенно различные цели и разное понимание «знания». Что касается соотношения воспитания и образования, то историческими метафорами их противостоя­ния могут служить, по мнению автора, термины «рыцарь» и «буржуа»: пер­вый воспитан, но не образован; второй образован, но не воспитан.

Опубликован

2025-06-17

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2025. Историко-эстетический взгляд на теорию образования. Вопросы философии. 6 (Jun. 2025), 196–206. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-196-206.