Историко-эстетический взгляд на теорию образования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-196-206Ключевые слова:
взгляд, бытие под взглядом, дух школы, совесть, принцип Сенеки, школа знаний, школа справедливости, полуобразованность, полунравственностьАннотация
Представленный очерк ключевых моментов в истории воспитания и обучения посвящен таким гуманитарным феноменам, которые были осмыслены в истории философии, но остались вне должного внимания со стороны
педагогической науки. Среди них: аристотелевское истолкование «сердечности» и «бессердечности» как противопоставление этических и дианоэтических добродетелей; понятие «консциенции» («совести»), введенное Сенекой как средство против «импуденции» («наглости»), о чем писал Цицерон; понятие «дух школы» у Л.Н. Толстого, которое теоретически идентично понятию «бытие под взглядом» в учении Сенеки. Автор подчеркивает, что история культуры свидетельствует о принципиальном различии двух сопряженных процессов – воспитания и образования (обучения). Кроме того, говоря об истории феномена «образование», автор уделяет особое внимание тому факту, что три ступени школы (начальная, средняя и высшая) появились в разные исторические эпохи и, как следствие, имели совершенно различные цели и разное понимание «знания». Что касается соотношения воспитания и образования, то историческими метафорами их противостояния могут служить, по мнению автора, термины «рыцарь» и «буржуа»: первый воспитан, но не образован; второй образован, но не воспитан.