Образ «воспоминания-самоуглубления» в «Феноменологии духа» Гегеля и проблема обоснования понятийной формы философского знания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-6-148-158Ключевые слова:
философия Гегеля, Феноменология духа, самосознание, историческое бытие духа, воспоминание, понятие, диалектический метод, спекулятивная философияАннотация
В статье рассматривается роль образа «воспоминания» в становлении гегелевской концепции понятия как формы философского знания. Автор исходит из положения, что «воспоминание» выполняет эту роль благодаря месту, которое оно занимает в композиции произведения. В «Феноменологии духа» содержание самосознания раскрывается в процессе реконструкции социально-исторического бытия, а «воспоминание», оказываясь последним шагом на этом пути, сводит его в единство «конкретного самосознания» (главы VII–VIII), благодаря чему, утверждает Гегель, и рождается понятие. Автор пытается показать, что учет роли «воспоминания» в обосновании понятийной формы философии способен объяснить самодвижение категорий будущей «Логики», эскиз которого представлен во фрагментах Предисловия, посвященных «спекулятивному предложению». Трудность анализа «воспоминания» связана с тем, что само оно – не понятие, а элемент образного строя «Феноменологии духа». Вместе с тем именно с помощью образа «воспоминания» Гегель указывает на осуществляющийся в процессе погружения человека в мир истории и культуры синтез связей, сформировавшихся в социально-историческом бытии, и этот момент оказывается ключевым для обоснования возможности представления содержания философии в рационально-дискурсивной форме. В результате «воспоминание» предстает в «Феноменологии духа» как метафора культуры, формирующей субъект философского познания, способный уже независимо от исторического бытия духа порождать Абсолютное знание, которое будет развернуто в «Логике» в виде системы категорий.